Проблема выявления психоэмоциональной и нейровегетативной дезадаптации на ранних стадиях её развития определяется наличием и возможностями методов адекватного контроля психических состояний при профилактических осмотрах и в амбулаторно-клинических условиях.
Целью данного краткого обзора является освещение проблемы экспресс-оценки психических состояний человека и значимости биоритмологических исследований в этом направлении.
Психосоматические расстройства
Анализ психосоматического этиопатогенеза в развитии и течении многих висцеральных патологий становится в настоящее время равноценным по отношению к общебиологическим закономерностям развития болезней человека. Это связано в первую очередь с условиями и образом жизни современного человека, его социально-психологической адаптацией, уровнем стресса – дистресса и частыми рецидивами болезней, что подтверждается многими выводами и наблюдениями в практике терапевтов (И.В. Ганзин [1]; M.B. Hargrove et al. [2]; Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский [3], G. Hwang et al. [4]; В.И. Симаненков [5]; В.Д. Тополянский, М.В. Струковская [6] и др.). Согласно подходу одного из основателей психосоматической медицины Александера Франца, «психическое и соматическое в человеке неразрывно связаны друг с другом, и понимание причин болезней невозможно без совместного анализа этих двух уровней» [7].
На современном этапе формируется концептуальное представление об адаптивном гомеостазе биосистемы как результирующем продукте всех экзогенных и эндогенных факторов, обеспечивающих жизнедеятельность организма хозяина и его симбионтов – специфической бактериальной микрофлоры, содержащейся в желудочно-кишечном тракте. В соответствии с этим подходом энтеральная среда выполняет функцию обеспечения химического гомеостаза, срыв которого под воздействием внешних факторов может происходить в том числе вследствие ответных психонейрогенных реакций на психоэмоциональные раздражители, в первую очередь стрессорные. По мнению Е.И. Ткаченко и др. [8], системные дисфункции микробиоты и паренхиматозных органов – взаимосвязанный механизм, приводящий к развитию той или иной соматической патологии.
В существующей психосоматической концепции по-прежнему остается нерешенной проблема соотношения и определения психоневрологической доминанты функциональных и органических расстройств висцеральных систем, применительно к кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии и др. [5, 9]. Это связано с высокой индивидуальностью, бессистемностью и неопределенностью психоневрологических состояний, широким спектром возможных дисфункций микробиоты, а также вариабельностью механизмов развития и взаимосвязей морфологических и функциональных изменений. Требованием времени становится системный подход в изучении всех патогенетических звеньев хронических заболеваний от социально-стрессовых, эмоциональных и личностных расстройств до формирования психоэмоциональной и нейровегетативной дезадаптации и сложившейся органной патологической ситуации.
Физиологическая цепь формирования психосоматических расстройств по А.М. Вейну [9] включает: «психические нарушения – кортикальные нарушения – изменение активности вегетативной регуляции в лимбико-ретикулярной системе – изменения в вегетативной и эндокринной системах – соматические расстройства». Поскольку во всех звеньях цепи формирования психовегетативного синдрома текущие психические состояния человека неизбежно претерпевают существенные изменения, для реализации системного подхода необходим мониторинг этих состояний. Возникает потребность в психофизиологическом мониторинге состояния организма на различных этапах его жизнедеятельности, причём такого рода мониторинг на практике может быть востребован только при условии применения скрининг-диагностических технологий. Немногие принятые в практической медицине, психологии и психофизиологии методы отвечают требованиям мониторинга психического здоровья и скрининг-контроля текущего функционального (физиологического и психического) состояния человека в различных условиях его жизнедеятельности.
Психологические тесты
Уже более полувека широко распространены психологические тесты Айзенка, Кеттелла, Тейлора, Спилбергера и многие другие, разработанные с учетом специфики обследуемого контингента. Также хорошо известны психофизиологические тесты, такие как простая и сложная зрительно-моторные реакции, цветовой тест Люшера, реакция на движущийся объект и др. [10, 11]. Однако практически все эти тесты ограничены для скрининг-диагностических технологий временным фактором длительности обследований. Кроме того, имеет место узкая специфика тестов, избыточность показателей, трудоемкость, причём, как правило, вышеперечисленные тесты применяются в комплексе, дополняя друг друга [12].
Современный этап применения этих и других психофизиологических тестов отличается, по сути, лишь их полной компьютеризацией. Это несомненный шаг вперёд, обеспечивающий оперативность проведения тестов и обработки их результатов с выдачей протокола тестирования и результирующей оценки действий обследуемого [13]. Тем не менее следует отметить, что сложность анализа данных психофизиологического тестирования для получения интегрального результата всегда связана с применением нескольких различных по принципу построения критериев оценки, единицами измерения и выбором мишени физиологической нагрузки тестов [12].
Биоритмы в оценке психических состояний
Переходя непосредственно к биоритмологическим исследованиям психических состояний, следует напомнить, что всем биологическим процессам в живых организмах присущ колебательный характер: «…поверхность клеток находится постоянно в состоянии движения и дрожания». В отдельных точках клеточной поверхности могут возникать «выпячивания кнаружи или инвагинации». Эти явления играют фундаментальную роль в нормальной и патологической физиологии клетки» [Поликар, 14, с. 116–117]. Начиная с клеточного уровня, все системы, органы и ткани организма функционируют в характерном спектре биоритмов жизнедеятельности, определяя функциональное состояние организма в целом и его психические составляющие. «В биоритмологическом аспекте здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных ритмов физиологических функций организма и их соответствие закономерным колебаниям среды обитания» [15, с. 32]. Установлено, что каждому классу био- и нейрофизиологических ритмов сопутствуют синхронные колебания психической деятельности [16]. Именно поэтому биоритмологические исследования положены в основу многих современных диагностических методик, позволяющих выявлять функциональные, соматические и психические отклонения от нормы на донозологической стадии.
В функциональной диагностике рутинными методами сегодняшнего дня стали электрокардиография (ЭКГ), анализ сердечного ритма, электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ) и другие методы исследования биоритмов.
Среди рассмотренных выше биоритмов для исследования психических проявлений индивидуума большое внимание уделяется показателям сердечного ритма и его вариабельности (ВСР). Анализ ВСР проводится, как правило, в соответствии с международными стандартами, включающими оценку общей мощности спектра и её составляющих в диапазонах: очень низкочастотном (Very Low Frequency – VLF: 0,003–0,04 Гц), низкочастотном (Low Frequency – LF: 0,04–0,15 Гц) и высокочастотном (High Frequency – HF: 0,15–0,40 Гц) [17]. Наряду со стандартным анализом, на основе исследования ритмов ВСР создана методика оценки текущего психического состояния (ТПС) [18]. Эта методика разработана в конце прошлого века Б.С. Фроловым в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова на базе факторного и корреляционного анализа ВСР у больших групп пациентов в норме психического состояния и с различными его нарушениями, что позволило выявить характерные паттерны спектра ВСР для каждой из групп обследованного контингента. Данная методика позволяет в реальном времени на основе обработки физиологической по своей сути информации оперативно выявлять индивидуальные особенности психического (психологического) статуса каждого соматического пациента. Результаты обследования – количественные (в процентах) значения параметров распределены по шкалам, отражающим степень выраженности свойств ТПС: общий адаптивный ресурс, невротичность, скорость психических процессов, уровень депрессии, эгоцентрическая направленность поведения и переживаний, ипохондричность, уровень тревожности и др.
Концептуальной основой психофизиологических исследований особенностей ритма сердца являются многочисленные фундаментальные труды физиологов, психологов, терапевтов, нашедшие классическое отражение в теории функциональных систем П.К. Анохина, развиваемой его последователями [19]. Использование анализа ВСР для оценки психических проявлений личности обусловлено тем, что нервный аппарат, материальным субстратом которого являются экстракардиальные волокна симпатического и блуждающего нервов, осуществляет быстрые приспособительные реакции сердца на экзогенные и эндогенные воздействия. «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций – это сложнейшая многоуровневая система, которая включает в себя подкорковые центры продолговатого мозга, гипофиз, гипоталамус, кору головного мозга» [20, с. 11]. Ритм сердца, задаваемый в автоматическом режиме формируемыми в синусовом узле импульсами, находится под регулирующим влиянием центральной и вегетативной нервной системы, полная согласованность которых в функциональном динамическом взаимодействии имеется только при нормальном течении физиологических процессов [20].
Сказанное свидетельствует о том, что на основании анализа структуры синусового сердечного ритма представляется возможным получить информацию о текущем взаимодействии звеньев управления деятельностью сердца, судить о характере защитно-приспособительных реакций организма, имеющих свое отражение в психическом и общем функциональном состоянии человека [18, 20].
Выше уже упоминались работы А. Поликара, показавшего, что поверхность живой клетки никогда не находится в статическом состоянии. В ней непрерывно происходят макромолекулярные движения [14]. Также непрерывны флуктуации объема биомолекул вследствие их конформационных переходов, изменений длины водородных связей и т.д. [21, 22]. «Поскольку все эти микро- и макромолекулярные движения совершаются электрически заряженными и поляризованными элементами живой клетки, о ней можно говорить как о непрерывно флуктуирующей системе структурно организованных электрических зарядов», формирующих специфические спектры биоритмов клеток, тканей и органов [23, с. 26]. В целом частотный диапазон биоритмов организма весьма широк и распространяется от вышеприведённых низкочастотных ритмов сердца до СВЧ-диапазона. Еще в 1968 году H. Frochlich [24] выдвинул концепцию о когерентно возбуждаемых в биологических мембранах электромагнитных колебаниях в диапазоне 1011–1012 Гц, связанных с метастабильными состояниями молекул, имеющих высокий дипольный момент.
Расшифровка биоритмов в широком диапазоне спектра колебаний даст возможность получать экспресс-информацию о глубинных механизмах формирования дезадаптивных процессов в организме, затрагивающих его целостное функциональное состояние. Данное положение исходит из представления, что каждая из всей совокупности структур организма от клеточного и субклеточного уровня до органов и функциональных систем имеет свой характерный спектральный набор, «персональный маркер». Малейшие изменения в структурной организации и психическом состоянии человека проявляются в изменении гомеостаза и при достижении определенного порога приводят к развитию дезадаптационных процессов, формирующих новый тип «спектрального маркера», отражающего перестройки в регуляторных системах организма, носящие, возможно, уже патологическую направленность.
Примером реализации изложенного подхода к скрининг-диагностике может служить компьютерный комплекс «Medical expert complex» CME SWISS AG, Словакия (Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/05666 от 01.12.2009) [25]. Этот комплекс имеет приемно-генерирующее антенное устройство и базу данных спектральных маркеров («образов»), точнее, пространственных спектрально-фазовых паттернов нормы и патологии тканей, органов и функциональных систем, сопоставляемых с динамикой спектрально-фазовых характеристик сигналов, поступающих от организма пациента, находящегося в поле действия антенны. В системе обработки сигналов применен первичный анализ на основе wavelet-преобразования, которое позволило получать объёмные фазовые характеристики с их количественным представлением. При этом применение математического исследования групп симметрии даёт информацию о взаимосвязях между отдельными признаками внутри исследуемого информационного объёма. В процессе проведения скрининг-диагностики состояния пациента экспертный комплекс обеспечивает возможность программного моделирования индивидуального информационного пространства психических и соматических патологических процессов с выделением и ранжированием «органов мишеней» для прогнозирования динамики состояний [26, 27].
В заключение следует подчеркнуть, что развитие в наше время компьютерных технологий позволяет при экспресс-режиме обследования проводить экспертный анализ соотношений психики и соматики в совокупном функциональном состоянии организма. Причём именно биоритмологический анализ открывает широчайший спектр возможностей для проведения скрининг-психодиагностики при профилактических осмотрах, на догоспитальном этапе и в процессе проводимой терапии. Идентификация первичных глубоких психогенных факторов вне обострения основного заболевания позволит дифференцировать фон патологического патогенного фактора, который может существенно влиять на результативность проводимой медикаментозной терапии.