Scientific journal
Scientific Review. Biological science
ISSN 2500-3399
ПИ №ФС77-57454

ASSESSMENT OF THE PLANT WORLD OF AN INDUSTRIAL CITY AND ITS SURROUNDINGS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF CHILDREN’S TOURISM

Bavykina E.N. 1 Popova O.V. 1 Grebennikov O.R. 1 Vazhov S.V. 1 Shtekhman A.I. 1 Vazhov V.M. 1
1 Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy
The increasing importance of children’s tourism in the school educational process is due to the need to improve the quality of education and its connection with understanding the environmental priority in human economic activity, especially in industrialized centers such as the science city of Biysk and where a significant number of sources of pollutants are concentrated. Therefore, it is important to appreciate the flora of the city and its environs, as plants purify the atmosphere, contribute to the health of the population. Students together with teachers, as a result of local history activities in hiking and traveling around Biysk and the environs, found out that tree deciduous plantations are represented mainly by birch forests, poplars, willows, including shrub and grass-shrub layers with numerous species of higher spore and flowering plants. The leading families in terms of the number of species are Aster, Bluegrass, Legumes, Buttercup, Rosaceae, Sedge, Cabbage, etc. The peculiarities of the flora of Biysk and the surrounding area include the presence of endemics – blue anemonoids, yellowing lumbago, Siberian kandyk, etc., as well as relics – giant fescue , male shrimp, amazing violet, swimming salvinia, etc. 21 species are included in the Red Data Books of different levels. Plants of the residential area of the city are mainly represented by weedy and ruderal species, there are also poisonous ones – common dope, black henbane, Lobel’s hellebore, etc. The local lore approach based on an assessment of the flora of an industrial city carries a great cognitive load and does not require special sports and tourist training of participants. Familiarizing the children with the state of the vegetation cover allowed them to realize that economic, as well as unsystematic tourist and recreational activities are the main factors limiting the populations of rare and endangered species in the city and beyond. The inclusion of children’s tourism and local history approach in the educational process of students is one of the most important directions in fostering love for their native land and Fatherland.
Altai Krai
Biysk science city
children’s tourism
local history
flora

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29.05.2017 г. 2018–2027 гг. объявлены Десятилетием детства. В рамках десятилетия предусмотрены плановые мероприятия, направленные на популяризацию детского туризма с тем, чтобы увеличить на 300 тыс. количество детей, участвующих в турпоходах и экскурсиях, по сравнению с 2017 г. [1].

Географическое краеведение – важный аспект экологического, нравственного и эстетического воспитания учащихся, занимает важное место в образовательной системе, так как способствует патриотизму личности, подготовке образованного человека, умеющего адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего активную жизненную позицию; приобщает к творческой деятельности, а в туристско-рекреационном аспекте позволяет ещё и оценить ресурсные возможности своего региона. Это предусматривает повышение профессионального уровня педагога, обусловливает рост требований к его компетентности и личностным качествам.

Возрастающее значение детского туризма в школьном образовательном процессе, ориентация на личность школьника обусловлены необходимостью повышения качества обучения, совершенствования трудового и нравственного воспитания, укрепления связи обучения с пониманием необходимости экологического приоритета в хозяйственной деятельности человека, особенно в промышленно и научно развитых центрах Алтайского края, каким является наукоград Бийск.

Мы считаем необходимым выделить некоторые аспекты, требующие воспитательных и образовательных педагогических взаимодействий с организаторами детского туризма и его участниками.

Для проведения безопасного путешествия в природных условиях, где вполне вероятны непредвиденные ситуации природного, техногенного или социального характера, участники похода должны быть дисциплинированными и внимательными друг к другу, должны обладать слаженностью в процессе разных видов деятельности, а при необходимости – быть готовыми к взаимовыручке и взаимопомощи.

Юные туристы в походах, путешествиях, экскурсиях проводят простейшие краеведческие наблюдения, собирают коллекционный материал, учитывают погодные явления, учатся ориентироваться на незнакомой местности, адаптируются к пешим переходам с грузом и учатся приёмам первой доврачебной помощи, осваивают правила постановки палатки, разведения костра и приготовления пищи.

Приобщение школьников к туризму является актуальным, так как способствует сплочению детского коллектива, готового решать поставленные задачи на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить правильные решения в сложных ситуациях, воспитывает бережное отношение к природе, развивает экологическое мышление, воспитывает чувство ответственности и сопричастности к охране природы своего родного края.

Цель исследования – раскрыть особенности растительного мира в процессе реализации детского туризма на основе объединения педагогов и школьников в крупном промышленном и научном центре, а также в его окрестностях (г. Бийск), познакомить учащихся с основами ботанических исследований и факторами, ограничивающими рост и развитие редких и исчезающих видов.

Материалы и методы исследования

В основе статьи находится материал, собранный в 2018–2021 гг. в границах Бийска и на сопредельных территориях. Краеведческие объекты на примере лесной и травянистой растительности отмечались в ходе исследований на пеших маршрутах. Для составления представления о видовом разнообразии проанализированы научные сведения из открытых публикаций. Обобщение фактов осуществлялось на теоретическом уровне. Проанализированы полевые материалы, собранные в ходе путешествий (полевые дневники, фотоматериалы, информация с GPS-навигаторов, гербарий).

Результаты исследования и их обсуждение

Реализация детского туризма с использованием элементов географического краеведения осуществляется нами с 2018 г., когда на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский эколого-туристический центр» (ДЭТЦ) в городе Бийске Алтайского края было создано объединение учащихся и педагогов «Юный турист» [2].

В объединение были приглашены школьники младших классов Бийской средней общеобразовательной школы № 1. В работе объединения принимали активное участие преподаватели Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина. Теоретическую часть программы обучающиеся осваивали непосредственно в школе, что очень удобно, учитывая специфику возраста учеников. Практические занятия по совершенствованию основ краеведческих исследований, туристских навыков, техники туризма, ориентирования на местности учащиеся осуществляли в пос. Боровой, расположенном в окрестностях Бийска. Здесь создана база ДЭТЦ, действующая круглогодично, и имеются необходимые условия для реализации детского и юношеского туризма.

Развитие творчества учащихся вызывает интерес к занятиям в объединении «Юный турист». Примером творческой работы, практикуемой в объединении, является групповой отчёт о походе в виде «Боевого листка». Для его оформления педагог и учащиеся заранее подбирают наиболее интересные фотографии с похода, готовят текстовую часть на цветной бумаге с отражением цели и задач похода, места проведения мероприятия, списка участников и их должностей в команде. Как показывает практика, ребята с интересом и активно оформляют групповой отчёт о походе.

Другой творческий документ – «Дневник наблюдений юного туриста» – участники объединения заводят в виде общей тетради в начале года и заполняют его на занятиях кружка в школе и в ходе практической работы на местности. На оформление дневника следует обратить особое внимание, так как оно несет не только образовательную нагрузку, но и развивает творческие способности и эстетические чувства ребенка, а также воспитывает такие качества, как аккуратность.

Свой дневник ребята стремятся красиво оформить. При участии педагога они подбирают цветные иллюстрации согласно тематике занятия и вклеивают в свой дневник. Это могут быть рисунки, изображающие герб родного края и города, географическая карта местности, эмблема кружка, различные памятки по безопасному поведению детей на природе, схемы, таблицы и рисунки по топографии, технике и тактике пешеходного туризма, оказанию первой доврачебной помощи и др. Необходимо отметить, что учебно-методический материал для вклеивания в дневник должен быть красочным и несложным для лучшего усвоения младшими школьниками.

Начальным и обязательным документом, предваряющим первый поход выходного дня, служит информационное письмо-приглашение для родителей юных туристов. Учитывая малый возраст участников похода, приглашение выдается каждому родителю. В нём мы предлагаем родителям принять участие в нашем походе, указываем место и время проведения, приводим примерный график движения группы, даём список необходимых продуктов и рекомендации по подготовке личного снаряжения и экипировки для похода. В зависимости от цели похода приводим и другую информацию. Например, при проведении зимнего похода к месту зимовки лебедей на незамерзающих участках р. Бии в окрестностях пос. Боровой, в письмо добавили советы по особенностям приготовления подкормки и её составу для зимующих птиц.

Город Бийск и его окрестности представляются в системе ландшафтов урбанизированной территорией, где сочетаются производственные и вспомогательные площади, автомобильные и железнодорожные магистрали, многочисленные застройки разного типа. В городе действуют 77 предприятий [3]. Всё это является источником большого спектра загрязняющих веществ. Пригородные леса и городские насаждения очищают атмосферу от пыли и различных химических соединений, насыщая ее активным кислородом, фитонцидами, способствуют подавлению болезнетворных микроорганизмов, тем самым способствуют оздоровлению населения.

Ниже приводятся обобщенные литературные данные [4, 5], а также сведения, полученные учащимися в современный период совместно с педагогами в результате краеведческой деятельности в турпоходах и путешествиях по Бийску и его окрестностям. Мы считаем их полезными для использования в образовательной и воспитательной деятельности, направленной на познание малой родины и воспитания патриотизма по отношению к Родине – России.

Безлесные пространства, значительная часть которых в настоящее время распахана, заняты разнотравно-злаковыми луговыми степями, остепнёнными и настоящими суходольными лугами, с преобладанием мятлика лугового (Poa pratensis L.), пырея ползучего (Elytrigia repens (L.) Nevski), ежи сборной (Dactylis glomerata L.), тимофеевки луговой (Phleum pratense L.). Разнотравье представлено тысячелистником обыкновенным (Achillea millefolium L.), лапчаткой распростёртой (Potentilla humifusa Willd. ex Schelecht.), одуванчиком лекарственным (Taraxacum officinale Wigg.) и др.

Леса в черте города широко используются населением в рекреационных целях. Их площадь составляет более 4 тыс. га. Большой популярностью у рекреантов пользуется бийский бор, где преобладает сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.).

Лиственные насаждения представлены березняком (берёза белая и повислая – Betula alba Roth., B. pendula Roth.), тополевыми насаждениями (тополь белый и черный – Populus alba L., P. nigra L.), ивами (ива белая, козья, трехтычинковая, пятитычинковая – Salix alba L., S. caprea L., S. triandra L., S. pentandra L.) и др.

Кустарниковый ярус составлен боярышником кроваво-красным (Crataegus sanguinea Pallas), малиной обыкновенной (Rubus idaeus L.), караганой древовидной (Caragana arborescens Lam.), шиповниками иглистым (Rosa acicularis Lindl.) и майским (R. Majalis Hterrm.), калиной обыкновенной (Viburnum opulus L.), черёмухой обыкновенной (Padus avium Viller) и др. В лесах города встречается привлекательное декоративное древесное растение – рябина сибирская (Sorbus sibirica Hedl.) и кустарник – бузина сибирская (Sambucus sibirica Nakai).

Травяно-кустарничковый ярус лесов включает многочисленные виды высших споровых и цветковых растений: хвощи зимующий (Equisetum hyemale L.) и лесной (E. sylvaticum L.), страусник чернокоренной (Matteuccia struthiopteris (L.) Tod.), кочедыжник женский (Athyrium filix-femina (L.) Roth), голокучник трёхраздельный (Gymnocarpium dryopteris (L.) Newm), борец вьющийся (Aconitum volubile Palas ex Koelle), чернику обыкновенную (Vaccinium myrtillus L.), бруснику обыкновенную (V. vitis – idaea L.), грушанку круглолистную (Pyrola rotundifolia L.), ортилию однобокую (Orthilia secunda House (L.), зимолюбку зонтичную (Chimaphila umbellata (L.). W Barton), синюху голубую (Polemonium caeruleum L.), медуницу мягенькую (Pulmonaria mollis Wulfen ex Hornem), вероники колосистую, длиннолистную и седую (Veronica spicata L., V. longifolia L., V. spicata L.), лилию-саранку (Lilium pilosiusculum (Freyn) Mscz.), купену душистую (Polygonatum odoratum (Miller) Druce), касатик русский (Iris ruthenica Ker-Gaweleer), землянику лесную (Fragaria vesca L.), осоку стоповидную (Carex pediformis C.A. Meyer.), чину весеннюю (Lathyris vernus (L.) Bernh.), костянику (Rubus saxatilis L.), герань лесную (Geranium sylvaticum L.) и др.

Моховой покров состоит в основном из зелёных мхов с преобладанием мха плевроциума Шребера (Pleurozium Shreberi (Brid.) Mitt.).

Своеобразие флоре степных ландшафтов придают полынь (Artemisia) и астрагал (Astragalus).

Разнообразие физико-географических условий территории обусловливает пёстрый экологический состав флоры, где обширную группу образуют мезофиты, составляющие ядро флоры лесов и лугов, ксерофиты и мезоксерофиты также образуют довольно объёмную группу, что связано с зональной приуроченностью района: ветреница лесная (Anemone sylvestris L.), прострелы желтеющий (Pulsatilla flavescens (Zuccar) Juz.) и многонадрезанный (P. multifida (G.Pritzel) Juz.), лабазник обыкновенный (Filipendula vulqaris Moeuch.), ортилия однобокая (Orthilia secunda (L.) House) и др.

Значительное число мезогигрофитов и гигрофитов (гравилат речной – Geum rivale L., дудник лесной – Angelica sylvestris L., вех ядовитый – Cicuta virosa L., калина обыкновенная – Viburnum opulus L., паслён сладко-горький – Solanum dulcamara L. и др.) говорит о хорошем развитии интразональной растительности на сырых и заболоченных участках.

К особенностям флоры Бийска и сопредельной территории относится присутствие эндемиков. Среди них – анемоноидес голубой (Anemonoides caeurlea (DC.) Holub), прострел желтеющий (Pulsatilla flavescens (Zuccar) Juz.), кандык сибирский (Erythronium sibiricum (Fisher et Meuer) Krylov) и др. Прострел желтеющий растёт в основном по колкам и в сосновом бору, размножается только семенами. Анемоноидес голубой встречается небольшими популяциями по лугам у пос. Боровой, в окрестном лесу. Кандык сибирский наблюдается очень редко в Бийском сосновом бору. Все они внесены в Красные книги разных уровней.

Территория и окрестности города характеризуются также присутствием реликтовых видов растений, таких как овсяница гигантская (Festuca gigantea (L.)Villar), щитовник мужской (Dryopteris filixmus (L.) Schotl), фиалка удивительная (Viola mirabilis L.) и др. Редкий вид сальвиния плавающая (Salvinia natans (L.) All) отмечен в старичных озёрах у пос. Боровой. Многие виды природной флоры бийской территории являются охраняемыми и внесены в Красные книги разных уровней: ковыль перистый (Stipa pennata L.), кандык сибирский (Erythronium sibiricum (Fisher et Meuer) Krylov), башмачки крупноцветковый и известняковый (Cypripedium macranthon SW., C. calceolus L.), гнездоцветка клобучковая (Neottianthe cuculata (L.) Schlechter), ятрышник шлемоносный (Orchis militaris L.), сальвиния плавающая (Salvinia natans (L.) All), красоднев жёлтый (Hemerocallis Lilio-asphodelus L.), башмачок капельный (Cypripedium guttatum SW), кувшинка чисто-белая (Nymphaea candida J. Presl.), липарис Лёзеля (Liparis Loeselii (L) Rich.), солодка уральская (Glycyrrhiza uralensis Fisch.), адонис весенний (Adonis vernalis L.), лилия-саранка (Lilium pilosiusculum (Freun) Miscz.), любка двулистная (Platanthera bifolia (L.) С.М. Rich.), ветреницы голубая и лесная (Anemonoides caeurlea (DC.) Holub), (A. sylvestris L.), купальница азиатская (Trollius asiaticus L.), прострелы желтеющий и многонадрезанный (Pulsatilla flavescens (Zuccar) Juz.), P. multifida (G.Pritzel) Juz.), дремлик болотный (Epipactis palustris (L.) Crantz.).

Растения жилой зоны города также представлены многообразием видов. Это в основном сорные и рудеральные растения. Несмотря на всю тяжесть жизни, они выполняют свою «космическую» роль – выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

Чаще всего в пределах жилой зоны Бийска и пригородных посёлков встречаются дурнишники игольчатый и зобовидный (Xanthium spinosum L., X. strumarium L.), хамомилла ободранная (Chamomilla recutitata (L.) Raushert), лопух войлочный (Arctium tomentosum Mill.), крапивы двудомная и жгучая (Urtica dioica L., U. urens L.), чистотел большой (Chelidonium majus L.), ширица запрокинутая (Amaranthus retrofleus L.), лебеда садовая (Atriplex hortensis L.), марь белая (Chenopodium album L.), полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris L.) и др.

Почти все сорные растения издавна используются человеком в качестве лекарственных средств, выручают пчеловодов. Например, «бум» популярности переживают одуванчик и пастушья сумка. Большое число видов дикорастущей флоры (более 250) имеют различные полезные свойства, из них лекарственными растениями являются синюха голубая, сосна обыкновенная, береза белая и повислая, боярышник кроваво-красный, черника обыкновенная, медуница мягенькая и др.

Многие виды являются кормовыми и пищевыми растениями, но есть и ядовитые, которые нужно уметь отличать от других – это вех ядовитый (Cicuta virosa L.), дурман обыкновенный (Datura strumonium L.), белена черная (Hyosyamus niger L.), чемерица Лобеля (Veratrum Lobelianum Beruh.), болиголов пятнистый (Conium maculatum L.), калужница болотная (Calta palustris L.) и др. Некоторые из них являются смертельно ядовитыми и в то же время пользуются популярностью в современной народной медицине (вех ядовитый и болиголов крапчатый).

Заключение

Изучение путей реализации детского туризма показало, что для младших школьников приемлем краеведческий поход на основе оценки растительного мира промышленного города и его окрестностей. Он несёт большую познавательную нагрузку и не требует специальной спортивно-туристской подготовки участников. Ознакомление ребят с состоянием растительного покрова позволило им осознать, что хозяйственная, а также бессистемная туристско-рекреационная деятельность являются основными факторами, лимитирующими популяции редких и исчезающих видов в городской черте и за её пределами.

Считаем включение детского туризма и краеведческого подхода в образовательный процесс учащихся одним из значимых направлений в воспитании любви к родному краю и Отчизне. Данное направление вносит свой существенный вклад в формирование патриотизма младших школьников.