Проблема здорового и правильного питания молодежи имеет основополагающее значение. Здоровье студента – стратегический ресурс страны, профессиональный оплот уверенной экономики завтрашнего дня. С заботой о здоровье студенческой молодежи в вузе должна строиться политика высшей школы, где должное внимание уделяется организации правильного питания [1, 2].
Основными факторами здоровья являются наследственность, экологическая обстановка, уровень медицинского обслуживания, а самым значительным является образ жизни человека. Здоровый образ жизни – это не только отказ от вредных привычек, но и правильное питание, которое является неотъемлемой частью здоровьесбережения [3, 4]. Все физиологические процессы в организме находятся в большой зависимости от нашего питания. Рациональные подходы в организации здорового питания подрастающего поколения и молодежи позволяют обеспечить нормальный рост и развитие растущего организма. Полноценное питание с восстановлением энергетических затрат определяет умственное и физическое развитие обучающихся. Успешность в обучении зависит от многих факторов, но питание является одним из важных моментов. Правильное питание обеспечивает оптимальное функционирование всех органов и систем, формирует иммунитет и адаптационные резервы организма.
Современный человек в стремительном ритме жизни пренебрегает заботой о правильном питании, и социальная прослойка студенческой молодежи не является исключением. В работах многих исследователей уделяется особое внимание этому вопросу. Серьезность изучаемых вопросов состоит в том, что причиной многих функциональных нарушений и даже заболеваний становится недостаток внимания к пищевому поведению. Наиболее часто встречаются расстройства соматического здоровья в психоэмоциональной сфере, в работе пищеварительной системы. Снижение уровня здоровья студентов в период обучения в вузе обусловлено многими факторами: адаптацией к новому режиму дня, сменой условий проживания, неумением регулировать режим труда и отдыха, информационными перегрузками, гиподинамией. К основным факторам риска можно отнести: недостаточную двигательную активность, нарушение режима и качества питания, нарушение режима учебы и отдыха, курение и частое употребление алкоголя [5–7].
Основательно проанализировать проблему пищевого поведения студентов и качества потребляемой пищи возможно только через опрос студентов. Вопросы подобраны по темам режима, формы и качества питания студентов на этапе обучения в вузе.
Целью исследования является изучение информированности студентов по вопросам организации правильного режима питания и компонентного состава потребляемой пищи.
Объект исследования – студенты очной формы обучения разных направлений подготовки, с 1 по 3 курс обучения.
Предметом исследования является режим пищевого поведения и компонентный состав пищи студентов.
Анкетирование студентов Тюменского индустриального университета было проведено с 1 по 3 курс, в нем принял участие 961 студент очной формы обучения, разных направлений подготовки. Анкетирование проводилось методом сплошной выборки, анонимно, возраст респондентов составил 18–21 год, из них 604 (63 %) составили юноши и 357 (37 %) девушки. Для исследования авторами была разработана анкета (доцент, канд. сельхоз. наук А.Н. Созонова, доцент, канд. биол. наук С.И. Хромина). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Excel.
На рис. 1 представлены результаты опроса студентов по режиму питания. Так, на вопрос о количестве приемов пищи в день было выявлено, что трех-четырех разовое питание присутствует у 570 студентов, что составляет 59 % от общего количества опрошенных, из них 363 юноши (38 %) и 207 (21 %) девушек; двух-трехразовое питание присутствует у 108 студентов, что составляет 11 % от общего числа опрошенных, из них 75 юношей (8 %) и 33 (3 %) девушки. Более четырех раз в день принимает пищу 81 студент, что составляет 9 % от общего числа опрошенных, из них 59 юношей – это 7 % от числа студентов этой категории, и 22 девушки (2 %). Ограничиваются одним-двумя приемами пищи в день 202 студента, что составляет 21 %, из них 107 юношей, это 11 % общей численности данной категории, и 95 девушек (10 %). Таким образом, большинство студентов принимают пищу 3–4 раза в день, что является нормой.
У большинства студентов учебные занятия начинаются в утренние часы, поэтому следующий вопрос был посвящен наличию завтрака в режиме питания студентов.
Рис. 1. Ранжирование численности студентов по количеству приемов пищи в день
Ответы распределились следующим образом:
− полноценно завтракают 516 человек, что составляет 54 % от общего числа опрошенных студентов, из них 315 юношей (33 %) и 201 девушка (21 %);
− не завтракают или очень редко принимают пищу на завтрак 144 студента, это 15 % опрошенных, из них 88 (9 %) юношей и 56 девушек (6 %);
− у 301 (31 %) студента есть желание завтракать с утра, но по причине нехватки времени они не завтракают, из них 201 юноша – 21 % ответов по данному вопросу и 100 девушек – 10 %.
Между основными приемами пищи часто отмечались перекусы (сладости, чипсы, фрукты) у 148 студентов, что составляет 15 % от общей численности, из них 109 (11 %), юношей и 39 (4 %) девушек. Из напитков регулярно пьют воду 343 студента, что составляет 36 % от общей численности студентов, из них 189 (20 %) юношей и 154 (16 %) девушки. Отдают предпочтение чаю 388 студентов – 40 % общей численности, из них 215 (22 %) юношей и 173 (18 %) девушек. 140 (15 %) студентов из напитков выбирают соки и морсы, из них 98 (11 %) юноши и 42 (4 %) девушки, и около 90 (9 %) студентов делают свой выбор в пользу сладких газированных напитков.
Рацион современной молодежи широко представлен быстрыми формами пищи, это популярная еда в виде «фастфуда», блюда быстрого приготовления. В результате исследования достоверно подтверждено, что 461 студент 1–2 раза в месяц отдает предпочтение «быстрой» еде, что составляет 48 % от общей численности студентов, участвующих в опросе, из них 302 юноши (31 %) и 159 (17 %) девушек предпочитают форму быстрого питания. В рационе быстрых блюд отсутствуют продукты, насыщенные пищевыми волокнами, много продуктов с избытком легко усвояемых углеводов и животных жиров, что способствует увеличению числа обучающихся с избыточной массой тела. Было выявлено, что студентов, полностью исключивших из рациона «вредные» продукты, только 90 человек, это 9 % от общей численности опрошенных, из них 52 (5 %) юноши и 38 (4 %) девушек. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо соблюдение принципов сбалансированного питания, связанного с правильным соотношением поступления в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Анализ качества потребляемых белковых продуктов студентами представлен на рис. 2. В процессе исследования было выявлено, что абсолютное большинство опрошенных студентов ежедневно потребляют мясные продукты – 417 человек, что составляет 43 % от общего числа опрошенных, из них 269 юношей, это 28 %, и 148 (15 %) девушек. Совсем не употребляют мясо 25 человек – 3 % студентов, из них 15 (2 %) юношей и 10 (1 %) девушек. Употребляют мясные продукты 1–3 раза в неделю 382 студента, что составляет 40 % респондентов, из них юноши 202 (21 %) и девушки 180 (19 %). 1–3 раза в месяц мясо и мясные блюда употребляет 107 (11 %) студентов, из них 95 (10 %) юношей и 12 (1 %) девушек.
Молоко и кисломолочные продукты употребляют 1–3 раза в неделю 406 (42 %) студентов, из них 232 (24 %) юноши и 174 (18 %) девушки (рис. 3). Ежедневное потребление молочной продукции отмечено у 338 (35 %) студентов, из них 222 (23 %) юноши и 116 (12 %) девушек, около 28 (3 %) обучающихся включают эти продукты в свой рацион реже одного раза в месяц. 1–3 раза в месяц употребляют молочную продукцию 146 (16 %) студентов, из них 109 (12 %) юношей и 37 (4 %) девушек. Совсем не включают в рацион молоко и молочную продукцию 43 (4 %) студентов, из них 23 (2 %) юноши и 20 (2 %) девушек.
Рис. 2. Ранжирование состава студентов по присутствию в рационе мясных продуктов
Рис. 3. Ранжирование состава студентов по присутствию в рационе молока и кисломолочных продуктов
Рис. 4. Ранжирование состава студентов по присутствию в рационе рыбы и рыбной продукции
Рыба присутствует в рационе питания большинства молодых людей, но употребляют они ее очень редко (рис. 4). Так, ежедневно употребляют рыбу 33 студента, что составляет 3 % от общего числа респондентов, из них 26 (2 %) юношей и 7 (1 %) девушек. 1–3 раза в месяц употребляют рыбу 275 студентов (29 %), из них 137 (14 %) юношей и у 138 (15 %) девушек. 1–3 раза в неделю употребляют рыбные блюда 309 (32 %) студентов, из них 224 (23 %) юноши и 85 (9 %) девушек. Совсем не включают в рацион рыбу 137 (14 %) студентов, из них 90 (9 %) юношей и 47 (5 %) девушек.
Далее рассмотрим частоту потребления продуктов, содержащих углеводы.
Овощи и фрукты, согласно гигиеническим принципам питания, должны составлять в рационе взрослого человека не менее 400 г в день. Однако по полученным данным (рис. 5) этот показатель не соответствует нормативам. Только 356 (37 %) студентов, из них 204 (21 %) юноши и 152 (16 %) девушки следуют этим рекомендациям. 1–3 раза в неделю в рационе овощи и фрукты присутствуют у 443 (46 %) обучающихся, из них 277 (29 %) юношей и 166 (17 %) девушек. 1–3 раза в месяц употребляют свежие овощи и фрукты 117 студентов (12 %), из них 89 (9 %) юношей и у 28 (3 %) девушек. Реже 1 раза в месяц у 38 (4 %) студентов присутствуют в рационе данные продукты, из них у 29 (3 %) юношей и 9 (1 %) девушек. Совсем не включают в рацион овощи и фрукты 10 (1 %) студентов, из них 8 (0,8 %) юношей и 2 (0,2 %) девушки.
Достаточно часто в рационе встречаются мучные изделия в различной форме: пирожки, булочки, кексы, пирожные и прочие кондитерские изделия. Ежедневное присутствие данной группы продуктов в структуре питания отметили 310 (32 %) студентов, в том числе 175 (18 %) юношей и 135 (14 %) девушек, 1–3 раза в неделю употребляют кондитерские изделия 439 обучающихся, это 46 %, в том числе 265 (28 %) юношей и 174 (18 %) девушки. Совсем не употребляют сладкое 45 человек – 5 % студентов, из них 35 (4 %) юношей и 10 (1 %) девушек. Употребляют мучные продукты реже 1 раза в месяц 145 студентов, что составляет 15 % респондентов, из них 109 юношей (11 %) и 36 девушек (4 %). 1–3 раза в месяц употребляют мучное 22 (2 %) студента, из них 20 (1,8 %) юношей и 2 (0,2 %) девушки.
Рис. 5. Ранжирование состава студентов по присутствию в рационе овощей и фруктов
В процессе исследования было выявлено, что ежедневно потребляют в качестве гарниров крупы и макаронные изделия абсолютное большинство опрошенных студентов, 440 человек, что составляет 46 % от общего числа опрошенных, из них 290 юношей, это 30 % данной категории и 150 (16 %) девушек. Совсем не употребляют 44 человек – 5 % студентов, из них 30 (3 %) юношей и 14 (2 %) девушек. Употребляют гарниры из круп и макаронных изделий 1–3 раза в неделю 198 студентов, что составляет 20 % респондентов, из них 127 юношей (13 %) и 68 девушек (7 %). 1–3 раза в месяц употребляют крупы и макаронные изделия в качестве гарнира 184 (19 %) студента, из них 109 (11 %) юношей и 75 (8 %) девушек.
Картофель в качестве гарнира включает 1–3 раза в неделю 481 (50 %) студент, 302 (31 %) юноши и 179 девушек (19 %). 332 (35 %) обучающихся, из них 193 (20 %) юношей и 139 (15 %) девушек данный продукт потребляют 1–2 раза в месяц, а ежедневно в качестве гарнира употребляют картофель 77 (8 %) опрошенных студентов, из них 66 (7 %) юношей и 11 (1 %) девушек. Совсем не употребляют 19 человек – 2 % студентов, из них 12 (1,3 %) юношей и 7 (0,7 %) девушек.
Таким образом, по данным проведенного исследования было установлено наличие ряда неблагоприятных факторов риска по здоровью у студентов, как в режиме питания, так и качестве употребляемой пищи. Было установлено, что правильный трех-четырехразовый режим питания отмечен у 60 % студентов, при этом 21 % студентов питается менее 3 раз в день, что является фактором, не способствующим поддержанию оптимального режима функционирования организма в период напряженного умственного труда при обучении в вузе. Кроме того, завтрак как отдельный прием пищи присутствует в режиме питания лишь у 54 % студентов.
По качеству потребляемых продуктов и включенности основных пищевых компонентов в рацион питания студентов прослеживается неблагоприятная тенденция. Так, в ежедневном рационе питания студентов мясо и мясные блюда присутствуют лишь у 43 % респондентов; молоко и кисломолочные продукты у 35 %. Еженедельную норму потребления рыбы и рыбной продукции выдерживают лишь 35 % опрошенных. Овощи и фрукты в рационе обучающихся ежедневно присутствуют лишь у 37 %, при этом потребление кондитерских изделий превышает норму и достигает 78 % еженедельного режима потребления.
Качественный состав гарниров свидетельствует о незначительном преобладании в ежедневном и еженедельном рационе питания студентов круп и макаронных изделий над картофелем.
Все совокупные факторы риска по режиму и качеству питания студентов свидетельствуют о несоответствии гигиеническим принципам рационального питания, повседневном преобладании углеводно-жирового рациона с недостаточным количеством животного белка и дефицитом витаминов и микроэлементов.
Выявленные несоответствия требованиям рационального питания могут влиять на состояние здоровья и приводить к функциональному дисбалансу в работе систем и органов. В большинстве случаев погрешности в режиме и качестве питания связаны с низкой информированностью студентов в вопросах питания. С этой целью нами предпринят ряд мер, в частности разработан курс лекций по здоровому питанию в рамках элективной дисциплины «Экология здоровья».
Библиографическая ссылка
Созонова А.Н., Хромина С.И. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ // Научное обозрение. Биологические науки. – 2022. – № 2. – С. 13-18;URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=1266 (дата обращения: 23.11.2024).