Научный журнал
Научное обозрение. Биологические науки
ISSN 2500-3399
ПИ №ФС77-57454

СТРАТЕГИЯ КОНТРОЛЯ ЧИСЛЕННОСТИ И РЕГУЛЯЦИИ БРОДЯЧИХ СОБАК В АСТАНЕ

Кубекова В.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Цель исследования – предложить стратегию контроля и регуляции численности бродячих собак в городе Астана, выявить основные факторы, влияющие на их популяцию. Исследование проводилось в период с марта по декабрь 2021 года в городе Астана. Для комплексного анализа использовались следующие методы: анализ факторов (отсутствие системы стерилизации и кастрации, недостаточное финансирование ветеринарных программ), математическое моделирование популяции для прогнозирования динамики численности и сравнительный анализ опыта других стран. В ходе исследования были определены основные факторы, влияющие на рост численности бродячих собак в городе Астана. Было выявлено, что отсутствие эффективной системы стерилизации и кастрации, а также недостаточное финансирование ветеринарных программ являются ключевыми проблемами. Проведенный сравнительный анализ показал, что внедрение массовой стерилизации, регистрации и вакцинации может существенно снизить численность бродячих собак. Математическое моделирование подтвердило эффективность предложенных стратегий в условиях Астаны. Исследование показало, что для эффективного контроля численности бродячих собак в Астане необходимо внедрение комплексных программ стерилизации, регистрации и вакцинации. Основными рекомендациями являются увеличение финансирования ветеринарных программ, проведение образовательных кампаний и сотрудничество с местными властями и неправительственными организациями. Только совместными усилиями можно достичь устойчивого контроля и регуляции популяции бродячих собак в городе.
бродячие собаки
контроль численности
регуляция
стратегия
городская среда
бездомные животные
управление популяцией
1. Каледин А.П. Прогнозирование численности охотничьих животных в Государственном комплексе «Завидово» на основе математической модели // Главный зоотехник. 2022. № 11. DOI:10.33920/sel-03-2211-01.
2. Кислицына Е.А. Бездомные собаки как компонент урбанизированных территорий // Юный ученый. 2017. № 3.1 (12.1). С. 42-47.
3. Кононов А.Н. Мониторинг численности и плотности бездомных собак на урбанизированной территории // Вестник АПК Ставрополья. 2020. № 1 (37). С. 16-18.
4. Лобанова В.А. Оптимизация схемы вакцинации собак против бешенства (Rhabdoviridae: Lyssavirus) при помощи математической модели // Вопросы вирусологии. 2021. Т. 66, № 5. С. 354-367.
5. Матвеева К.О. Математическая модель динамики популяции трех видов животных // Альманах современной науки и образования. 2009. № 6 (25). С. 117-121.
6. Никанорова А. М. Аналитическое математическое моделирование численности популяции комаров калужской области // Ветеринарная патология. 2020. № 4. С. 12-16.
7. Петросян В.Г. Моделирование динамики численности, оценка и сравнительный анализ демографических параметров популяций лося в России и Финляндии с использованием данных многолетнего мониторинга // Математическая биология и биоинформатика. 2012. Т. 7, № 1. С. 244–256.
8. Ревуцкая О.Л. Моделирование динамики численности популяции с возрастной и половой структурой и оптимизация промысла: дис. … канд. физ.-мат. наук. Владивосток, 2011. 162 c.
9. Федотов С.В., Савенков К.А. Регулирование воспроизводства бродячих собак // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2018. №11. С. 77-81.
10. Цветкова И.В. Социальная проблема бездомных животных и способы ее решения (по результатам исследования в Тольятти) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. № 1. С. 60-69.
11. Челинцев Н.Г. Математические основы учёта животных. М., 2006. 431 c.
12. Тимушкина Н.В. Бездомные собаки и кошки как угроза для жизни и здоровья детей и взрослых // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры: сб. науч. ст. Саратов, 2018. С. 171-175.
13. Тонких А.Г. Некоторые подходы к решению проблемы правового регулирования численности бездомных животных // Ученые записки Тамбовского отделения регионального отделения Российского союза молодых ученых. 2022. № 26. С. 45-56.
14. Уразаева С.Т., Таскалиев С.Е., Умарова А.Е. Таскалиева Д.С. Заболеваемость бешенством в Казахстане // International Scientific Journal. 2016. № 1. С. 29-31.

Введение

Проблема бродячих собак в городской среде представляет собой серьезный вызов, требующий системного и эффективного подхода. В данной статье автором выявлены основные факторы, влияющие на увеличение численности бродячих собак, и предложены стратегии контроля и регуляции, основанные на передовых методах управления популяцией бездомных животных [1]. Результаты и предложения статьи могут быть важным вкладом в решение данной социальной проблемы в городах с похожими вызовами.

Цель исследования – предложить стратегию контроля и регуляции численности бродячих собак в городе Астана, выявить основные факторы, влияющие на их популяцию.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в период с марта 2021 по декабрь 2021 года в городе Астана. Для комплексного анализа и разработки стратегии контроля численности и регуляции бродячих собак использовались следующие методы и материалы.

1. Анализ факторов.

Проведено исследование факторов, влияющих на увеличение численности бродячих собак, таких как отсутствие эффективной системы стерилизации и кастрации, недостаточное финансирование ветеринарных программ и другие социально-экономические аспекты.

2. Моделирование популяции.

Использованы математические модели для прогнозирования динамики популяции бродячих собак в условиях введения предлагаемых стратегий.

3. Сравнительный анализ.

Проведено сравнение с опытом других стран, успешно решивших проблему бродячих собак, для выявления лучших практик и их возможной адаптации в городе Астана.

Полученные результаты и анализ данных формируют основу предлагаемой стратегии по контролю численности и регуляции бродячих собак в городе Астана.

Результаты исследования и их обсуждение

Увеличение численности бродячих собак в Астане обусловлено рядом взаимосвязанных факторов. Один из главных факторов – отсутствие эффективной системы стерилизации и кастрации. Ветеринарные клиники часто не обладают достаточными ресурсами и оборудованием для массовой стерилизации, а проводимые кампании по стерилизации нередко ограничены по времени и охвату, что снижает их эффективность.

Недостаточное финансирование ветеринарных программ также играет значительную роль. Государственные бюджеты могут не предусматривать достаточных средств для ветеринарных служб, а частный сектор и благотворительные организации часто не проявляют достаточного интереса к финансированию программ помощи животным. Без должного финансирования невозможно обеспечить массовую стерилизацию, вакцинацию и лечение животных, что приводит к бесконтрольному размножению и распространению заболеваний.

Социально-экономические аспекты также влияют на численность бродячих собак. Бедность и безработица приводят к тому, что люди не могут содержать домашних животных и часто выбрасывают их на улицу. Низкий уровень общественного сознания и недостаток информации о важности стерилизации и ответственном обращении с животными усугубляют проблему. Слабое исполнение законов, касающихся защиты животных и наказания за их выбрасывание, также способствует увеличению численности бродячих собак.

Экологические и инфраструктурные факторы оказывают дополнительное влияние. Городская среда предоставляет множество укрытий и источников пищи для бродячих собак, что способствует их выживанию и размножению. Климатические условия, такие как мягкие зимы и доступность воды, создают благоприятные условия для существования больших популяций бродячих собак.

Таким образом, проблема увеличения численности бродячих собак в Астане является комплексной и требует системного подхода для ее решения. Важно разработать и внедрить эффективные программы стерилизации, обеспечить достаточное финансирование ветеринарных служб, повысить уровень общественного сознания и правоприменения.

Совместные усилия государства, общественных организаций и граждан необходимы для значительного уменьшения численности бродячих собак и улучшения условий их существования.

При разработке различных программ, направленных на управление популяцией уличных собак, целесообразно учитывать лучшие мировые практики, а также факторы, связанные с конкретными городскими условиями и социальными и культурными сообществами [2].

Уличные собаки первоначально появились из-за безответственного ухода и перенаселения домашних животных, связанного с потенциально высокой плодовитостью собак, что привело к несоответствию между спросом и предложением, когда потенциальных владельцев было меньше, чем родившихся щенков. Очень часто домашние животные, не нашедшие своего нового дома, оказывались на улице [3].

Это перенаселение является результатом низкой культуры владения домашними животными (например, неконтролируемого спаривания), изменения моды на определенные породы собак и т.д. Именно так домашние животные и их потомство оказываются на улице [4].

Основными усилиями по контролю популяции уличных собак являются [5]:

- меры, направленные на предотвращение одичания собак;

- усилия по отлову и созданию приютов для уличных собак.

Прогнозирование динамики популяции бродячих собак в условиях введения стратегий контроля и регуляции можно осуществить с помощью различных математических моделей.

Далее приведем несколько примеров таких моделей [6].

1. Логистическая модель.

Модель описывает рост популяции с учетом насыщения окружающей среды. Уравнение логистической модели:

missing image file, (1)

где P(t) – размер популяции в момент времени t;

P0 – начальный размер популяции;

K – емкость среды (максимальный размер популяции);

r – коэффициент роста.

2. Модель возрастной структуры.

Учитывает различные возрастные группы собак и их репродуктивные характеристики.

Уравнение модели:

missing image file, (2)

где N(t) – общее количество собак в момент времени t;

Bi – количество новых щенков в возрастной группе i;

Di – количество умерших собак в возрастной группе i.

3. Модель с экосистемной динамикой.

Учитывает влияние внешних факторов на популяцию, таких как изменения в окружающей среде, доступность пищи и воздействие человеческих стратегий.

Уравнение модели:

missing image file, (3)

где dP / dt– скорость изменения размера популяции;

c – коэффициент воздействия стратегий контроля популяции.

4. Модель, совмещенная с системой уравнений.

Включает систему уравнений для различных факторов, таких как стерилизация, миграция и воздействие образовательных программ. Модель может включать в себя уравнения для каждого из этих факторов и их взаимодействия.

Выбор конкретной модели зависит от характеристик популяции бродячих собак, данных, доступных для анализа, и целей стратегии контроля и регуляции.

Важно учесть, что моделирование должно быть динамичным и поддерживаться регулярным обновлением данных для точного прогнозирования и адаптации выбранной стратегии.

Лучшие мировые практики контроля численности собак

Отлов и помещение в приюты – основной формат обращения с бывшими домашними животными, за которыми не ухаживают, в западных странах. Это включает в себя удаление уличных собак с улиц без их возвращения в прежние места обитания и помещение пойманных животных в приюты, которые также принимают брошенных собак для передачи новым владельцам [7].

Городские и частные приюты сотрудничают с органами контроля за животными. После обязательного периода временного ухода (от 3-5 дней до двух месяцев в зависимости от страны), когда пойманные животные возвращаются их владельцам (в случае утери), домашние животные могут быть переданы новым владельцам или в государственный приют для дальнейшего ухода. Невостребованных животных подвергают эвтаназии. При выборе животных для эвтаназии учитываются их поведенческие характеристики, такие как отношение к людям и агрессивность, а также возраст. В первую очередь подлежат эвтаназии собаки, которые с наименьшей вероятностью найдут новых владельцев [8].

Для уменьшения числа уличных собак и случаев эвтаназии принимаются важные меры, такие как предотвращение размножения домашних собак и повышение уровня заботы о них. Все собаки, передаваемые в новые дома, подвергаются стерилизации. Некастрированных домашних животных разрешено содержать только у лицензированных заводчиков [9].

Также предпринимаются усилия по борьбе с неконтролируемым размножением через регистрацию и идентификацию домашних собак.

Эти усилия помогли некоторым городам и странам сократить количество случаев эвтаназии, поскольку предложение приблизилось к спросу, а уличные животные стали редким явлением. В таких случаях эвтаназия применяется только к смертельно больным, агрессивным или тем, которые не могут существовать самостоятельно [10].

Применение стратегий в Астане может охватывать различные области, включая социальные, экономические, экологические и другие сферы [11].

1. Исследование и мониторинг.

Провести детальное исследование популяции бродячих собак, анализировать их перемещение и поведение.

Внедрить современные технологии, такие как искусственный интеллект и GPS-навигация, для эффективного мониторинга и идентификации.

2. Превентивные меры.

Организовать кампании по стерилизации и обеспечению ветеринарной помощи для бродячих собак.

Провести образовательные мероприятия для горожан по ответственному содержанию домашних животных и последствиям бродячих популяций.

3. Социальные инициативы.

Создать программы по привлечению общественности к участию в решении проблемы бродячих собак.

Разработать мобильные приложения для обратной связи и оперативной передачи информации о местонахождении бродячих собак.

4. Эффективное управление популяцией.

Использовать технологии маркировки и трекинга для индивидуальной идентификации и анализа поведения бродячих собак.

Внедрить системы информационного управления для оптимизации реакции и ресурсов.

5. Сотрудничество с ветеринарными организациями.

Укрепить сотрудничество с ветеринарными службами для обеспечения эффективной медицинской помощи и стерилизации.

Регулярно проводить медицинские осмотры бродячих собак с целью контроля заболеваемости.

6. Четкие нормативы и законы.

Разработать и внедрить четкие законы и нормативы, регулирующие ответственность за бродячих собак и их содержание.

Внедрить систему штрафов за невыполнение нормативов по уходу за домашними животными.

7. Общественная осведомленность.

Провести информационные кампании о важности участия горожан в регулировании бродячих собак.

Организовать мероприятия по привлечению внимания к проблеме и поощрению ответственного поведения.

8. Постоянный мониторинг и адаптация.

Проводить регулярный мониторинг эффективности стратегии и вносить коррективы в соответствии с изменениями в популяции и общественном мнении.

9. Сотрудничество с НПО и международными организациями.

Установить сотрудничество с неправительственными организациями и международными структурами для обмена опытом и поддержки проектов по управлению бродячими популяциями [12].

Эта стратегия призвана создать гармоничную и безопасную городскую среду в Астане, минимизируя влияние бродячих собак и активно вовлекая горожан в решение этой важной социальной и экологической проблемы.

Исследование численности бродячих собак в городе Астана выявило нарастающую проблему, обусловленную отсутствием системы стерилизации и кастрации. Результаты анализа факторов влияния подчеркнули неэффективность текущих ветеринарных программ и недостаточную осведомленность общества [13].

Сравнение с опытом других стран подтвердило, что массовая стерилизация, регистрация и вакцинация эффективны в решении проблемы бродячих собак. Математические модели предоставили подтверждение, что внедрение подобных программ может значительно снизить численность бродячих собак в городе [14].

Заключение

Основными рекомендациями для решения проблемы являются увеличение финансирования ветеринарных программ, разработка образовательных кампаний и укрепление сотрудничества с местными властями. Только совместными усилиями общества, властей и ветеринарных служб можно достичь устойчивого контроля численности и регуляции бродячих собак в Астане.

Подводя итог, необходимо отметить, что неотложные действия включают в себя проведение опроса и кампаний по информированию общественности. Краткосрочные цели в течение 6-12 месяцев должны быть сосредоточены на реализации программ «Отлов-кастрация-возвращение», расширении возможностей приютов и введении новых правил. Долгосрочные цели на 1-5 лет направлены на значительное сокращение популяции бездомных собак и создание устойчивой системы управления. Благодаря этой комплексной стратегии Астана сможет эффективно управлять популяцией бродячих собак, обеспечивая общественную безопасность и благополучие животных.


Библиографическая ссылка

Кубекова В.К. СТРАТЕГИЯ КОНТРОЛЯ ЧИСЛЕННОСТИ И РЕГУЛЯЦИИ БРОДЯЧИХ СОБАК В АСТАНЕ // Научное обозрение. Биологические науки. – 2024. – № 3. – С. 11-15;
URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=1367 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674