Научный журнал
Научное обозрение. Биологические науки
ISSN 2500-3399
ПИ №ФС77-57454

ОТРАЖЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В КУЛЬТУРЕ

Виноградов А.В. 1
1 Самарский филиал университета Российской академии образования
Факты говорят о вполне реальных контактах человека разумного с различными антропоморфными существами, у всех народов они выглядят аналогично. Языки многих народов породили много наименований для обозначения одних и тех же существ. Сравнительный анализ показывает тождественность этих образов не только между собой, но и известным антропологическим объектам (обезьянолюдям). Это обоснование для новой науки – сравнительной естественнонаучной демонологии.
антропология
антропоморфные существа
демонология
1. Виноградов А.В. Затерянные миры и их обитатели: Биолого-гуманитарное исследование, т.1. От легенды к реальности. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing; Поволжье, 2011. – 692 с.
2. Виноградов А.В. Затерянные миры и их обитатели. Т.2. Таинственные обитатели Евразии. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2011. – 593 с.
3. Виноградов А.В. Затерянные миры и их обитатели. Т.3. На пути к открытиям в зоологии, ботанике, антропологии. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2011. – 616 с.
4. Виноградов А.В. Мифологический словарь антропоморфных существ. Естественно-научная демонология. – Deutschland, Saarbrucken, Young Author’s Masterpieces Publishing (YAM-Publishing), 2012. – 280 с.
5. Виноградов А.В. Паремиологический словарь антропоморфных существ. Сравнительная демонология. – Deutschland, Saarbrucken, Young Author’s Masterpieces Publishing (YAM-Publishing), 2012. – 128 с.
6. Виноградов А.В. Мифологический словарь по флоре и фауне. Криптобиологический бестиарий. – Deutschland, Saarbrucken, Young Author’s Masterpieces Publishing (YAM-Publishing), 2012. – 328 с.
7. Виноградов А.В. Языческие культовые места и топонимика Среднего Поволжья. Древнейшие природно-культурные заповедники. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013. – 128 с.
8. Виноградов А.В. Мифобиология. Руководство для мифологов и биологов, филологов и культурологов (Чёрт-те что в художественной литературе). – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013. – 312 с.
9. Виноградов А.В. Палеонтология Среднего Поволжья. Вводный курс. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013. – 416 с.
10. Виноградов А.В., Ригина Е.Ю. Сокольи горы. Уникальный природный рефугиум на Средней Волге. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013. – 180 с.
11. Виноградов А.В. Природа Самарского региона. Земля в контрасте природных зон на рубеже Европы и Азии. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013. – 380 с.
12. Виноградов А.В. Топонимический словарь на антропоморфной основе. Принципы языческой топонимики. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2015. – 330 с.
13. Виноградов А.В. Этнонимический словарь на антропоморфной основе. Принципы языческой этнонимики. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2015. – 124 с.
14. Виноградов А.В. Антропогенез и культура человечества. Мифоантропология. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2015. – 398 с.

В авторскую серию «Затерянные миры» (Виноградов, 2011 – 2015), посвящённую проблемам взаимодействия человекообезьяноподобных существ («обезьянолюдей») с отдельными представителями и сообществами человека разумного Homo sapiens на протяжении всей истории человечества, вошло уже несколько книг; имеются и другие публикации автора, посвящённые данной тематике и близким проблемам, связанным с охраной природы, редких видов биоты и реликтовых природных сообществ.

Одна из важнейших функций культуры – быть памятью человеческого общества. Многие древние предания различных народов – не выдумка, это дошедшая до нас память предков. Показанные в них человекообезьяноподобные, антропоморфные существа у всех народов выглядят аналогично, до мельчайших деталей. Образы многочисленных леших, русалок, шурале, дивов, троллей, джиннов не только сходны, но и соответствуют зоологическим и антропологическим знаниям о приматах. В результате сравнительно-мифологических исследований из гуманитарной демонологии родилась демонология естественнонаучная. Она близка антропологии, палеонтологии, зоологии. Обилие антропоморфных существ в фольклоре свидетельствует о постоянных контактах человека разумного с различными формами обезьянолюдей. Из этих контактов родилась языческая культура, а из неё – экологическая. Языки многих народов породили много наименований для обозначения одних и тех же существ. Сравнительный анализ показывает тождественность этих образов не только между собой, но и известным антропологическим объектам (обезьянолюдям). Это новый взгляд на истоки культуры разных народов, имеющие в своей основе языческую культуру. Это обоснование для новой науки – сравнительной естественнонаучной демонологии.

Как и при изучении названий мифологических антропоморфных существ из фольклора разных народов, мы приходим к аналогичным выводам при паремиологическом изучении материала (предмет паремиологии – пословицы и поговорки). Факты говорят о том, что у мифологических напластований в древности была реальная основа. Факты говорят о вполне реальных антропоморфных существах, у всех народов они выглядят в принципе аналогично. И эти факты не противоречат знаниям о приматах, причём, как о современных, так и ископаемых. Более того, эти существа давно известны науке, но изучаются другими специалистами. В антропологии, эволюционной теории (дарвинизме), археологии они известны как неандертальцы и питекантропы. Остаётся признать, что многие их формы не только не вымерли до появления человека разумного, но дожили, жили рядом с ним, более того, способствовали формированию совместной культуры общения (язычества, а впоследствии и религий), приняли участие (с неясными биологическими последствиями) в формировании его как биологического вида и, видимо, продолжают ещё обитать где-то в сохранившихся природных уголках. Зачастую наблюдается мифологический химерогенез (эволюция образа). Он вполне объясним. Первоначальный вполне материалистический, биологичный образ, основанный на наблюдении живой натуры, на протяжении значительных промежутков времени может фантастически искажаться, видоизменяться в сознании и мифологии людей, особенно, если первоначальный образ не подкрепляется новыми наблюдениями и забывается. Такое часто случается при вытеснении, истреблении, вымирании редких, запомнившихся существ, которые произвели на людей неизгладимое впечатление. Это можно наблюдать на появлении сказочно-мифических образов рогатых гоминоидов, с хвостами и копытами (сатиров, пана, чёрта, беса, пуки, пукиса, шурале и других), которые значительно отошли от облика неандертальца и питекантропа. Вероятно, этому же способствовали и разнообразные ритуалы с переодеваниями в шкуры животных. Аналогично совмещение образов леших и бурого медведя (а также росомахи, волков, козлов и других).

Мифологические словари ранее составлялись по различным направлениям. При этом авторы обращали внимание преимущественно на фантазийные образы, иногда намеренно приукрашенные и искажённые. Прежние составители предполагали, что фольклор и мифология – это, прежде всего, выдумка многих народов, непонятно с какими целями созданная, и, в целом, несерьёзная забава, некий всплеск творческих эмоций без естественнонаучной базы. Попытки осмысления мифологических персонажей с точки зрения естествознания появились уже в древности, в виде Бестиариев (Физиологусов, Физиологов), которые, кстати, заложили основы научно-популярного жанра в литературе. Ранние Бестиарии посвящались только животным (бестиям – от Беса), а современные стали преимущественно фантазийными, литературно-художественными (хотя и на далёкой фольклорной основе). Это привело к рождению новой дисциплины – мифобиологии. Человеческое сознание не способно творить на пустом месте, поэтому в основе образа всегда есть реальный прототип или группа прототипов (при создании сложных химер), или существует прототип второго, третьего и так далее порядков. Расшифровка прототипов представителей живой природы раскрывает сложную, экологическую картину мира древних людей, языческую культуру разных народов. Обсуждаются общая мифобиология и выделенные её подразделения – мифобиология естественнонаучная и мифобиология гуманитарная (литературно-художественная, фантазийная).

Изучение письменных документов для расшифровки топонимов на древней языческой основе, которая формировалась в дописьменные эпохи, недостаточно, нужно знание мифологии. Характерна триада: языческий теоним, гидроним, этноним. Из-за большой древности названий характерна их многослойность. В основе языческих божеств упоминаются реальные биологические, антропологические объекты. Довольно часто топонимы и наименования языческих персонажей табуированы. Обилие версий связано с большой древностью языческих топонимов. Многие топонимы ныне толкуются неправильно по ряду причин. По идеологическим, ложным этическим и эстетическим соображениям, например, боятся признать, что город и река Кострома – город и река языческой богини Костромы, город Вильнюс и река Вильня – город Чёрта (Вяльниса) и река русалок, Русь – страна русалок. Есть, наоборот, положительные примеры. Варшаву, столицу Польши, называют городом русалки Савы (её имя – в названии столицы Польши); в Валлонии и Бельгии с валлонами (белгами) и бельгийцами упоминается языческий персонаж Велес (Волос, Волох); штат Ракхайн (Аракан) в Мьянме (Бирме) считают страной ракшасов; Шайтан-Кудейский район в Башкирии (Россия, ныне Салаватский) был назван в честь женщины-шайтанки (шурале), от которой по преданию пошёл шайтан-кудейский род. И таких примеров много привести множество. Языческие топонимы – богатейшее мировое и отечественное культурное наследие. На основании мифологического метода нами надёжно объяснены топонимы Самара, Маруха, Кашмара, Мара, Сакмара, Мараса, Енисей, Лена, Оленёк, Саяны, Вильнюс, Вильня, Вилия, Неринга, Нерис, Свияга, Ега, Девьи (Дивьи, Дивные) горы, Буг, Германия (Deutschland), Кижи, Ладога, Литва, Убейкино, Девятая Пятница и многие другие. Основой их являются антропоморфные персонажи Мара, Джин (Ен), Вяльнис (Чёрт), Вила (Русалка), Нереис (Русалка), Яга (Ега), Див, Бог, Деус (Див, Бог), Хийси (Леший), Лада, Лиетуонис (Русалка, Лешачиха), Уба (Человек-медведь, Леший), Упате (Человек-обезьяна, Леший), Параскева Пятница (Пятница, Макошь, Мокошь, Мать-Сыра Земля).

Древнейшая языческая этнонимика имеет свои особенности, и можно говорить о некоторых её принципах. У многих народов характерна языческая триада (языческий теоним, топоним, этноним). Языческое божество становилось объединительным символом народа. Менялся первоначальный смысл названий: от фольклорного до философски-идеализированного, от первобытного местного существа-божества (Шайтан, Див, Кереметь) до героев-основателей (Рус, Чех, Лях, Крив, Вятко, Род-Радим) и большого бога (Волос-Волох, Бог, Deus). Названия древних племён современными исследователями обычно не расшифровываются. Но в них скрыта богатая информация, основанная на древней мифологии. Исходя из полученных данных, например, можно предположить, что истоки возникновения славян, кельтов, германцев лежат в странах античной Южной Европы (а не на Севере, о чём толкуют некоторые теории). Этнонимы – это богатейшее культурное и историческое наследие.

Важно, что удалось понять этимологию и дать антропологическую расшифровку наиболее известным названиям антропоморфных существ, которых большинство людей привыкли считать выдуманными, нематериальными, небиологическими персонажами: Бес, Дьявол, Сатана, Чёрт и их ближайшими родственниками. Но основа образов этих существ оказалась не только филологической, лингвистической, мифологической, но и вполне материальной, биологической и даже антропологической.

Бес (в мифологии разных народов) – демон, сатана, диавол, чёрт, вельзевул, царь тьмы, князь тьмы, царь ада, царь преисподней, злой дух, змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, нелёгкая сила, нечистая сила, чёрная сила, неключимая сила, недруг, неистовый, лукавый, луканька, нечистый, не наш, недобрый, нелёгкий, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, ляхой, игрец, шут, шайтан, некошный, ненавистник рода человеческого, наше место свято. Считается общеславянским понятием: на старославянском языке – Бъс, русском – бес, украинском – бiс, болгарском – бяс и бес, сербо-хорватском – виjес, словенском – беs, чешском – bus, польском – bies. Но его знают не только славяне. По-литовски baisas – страшный, похожие слова есть у русских – «бойся, боюсь». Специалисты предполагают, что слово происходит от индоевропейской основы «bhoi-dho-s», что означает «вызывающий страх, ужас». Насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям, с ними невозможно договориться. Искусители, донимают одиночек и отшельников. Характерный признак – удушливый запах «серы», поскольку сероводород имеет запах тухлого яйца, и запах сероводорода знаком людям в природе, в местах выхода серных вод; то есть бесы пахнут тухлятиной. Производные слова и понятия: беситься, бешенство, бесноваться, бесноватый. У русских, украинцев известны древние фамилии с основой «бес, бис». Сравним с египетским Бэсом, карельским Весом, Вием. Близки к индийским асурам, иранским дэвам, греческим демонам и сатирам, у христиан – это слуги дьявола, у славян – черти. Bestia (по-латыни) – животное, зверь, бестия; производное от «Бес». Известны фракийское племя бессы (Bessi, Bessorum), жившее вдоль горной цепи Haemus до Иллирии, а также древние имена Бесс (Bessus), Бестия (Bestia), более поздние прозвища («белокурая бестия» у немцев). По-немецки bestie – зверь, хищное животное, изверг, чудовище, скотина; по-английски bestial – скотский, животный, жестокий, грубый. По-французски bestial – скотский, животный; bestialite – зверство. Имя использовано в многочисленных названиях растений и животных, топонимике, понятии «бестиарий». Таким образом, в основе древнейших зоологических (а также мифологических, религиозных) понятий находится не только обозначение зверя, животного (бестии), но и антропоморфного существа – обезьяночеловека (беса). Бес (в славянской мифологии) происходит от индоевропейской основы, родственной латинской основе «foedus» (мерзкий, вонючий) и греческой «питекос» (обезьяна). В христианской (более поздней) идеологии и мифологии «Бес» стал синонимом слова «Демон». Христианские летописцы называли бесами языческие божества, что, по сути, близко к природной, биологической натуре. Греческая основа широко использована в приматологии и антропологии, в таких известных названиях ископаемых антропоморфных существ как австралопитек, питекантроп (обезьяночеловек) и тому подобное. Таким образом, Бес – это страшный обезьяночеловек.

В египетской мифологии Бес (Бэс, Бесу, Беза) – аналог мужской богини Баст (в облике кошки). Образ пришёл, видимо, из Нубии, поскольку «беса» по-нубийски – кот. Бэс (у египтян) – божество-покровитель семьи, безобразный кривоногий карлик, бородатый, с широким лицом, искажённым гримасой, отпугивает всех, в том числе и злых духов, своим уродством, а также ножом или музыкальным инструментом, помогает при родах. Как покровитель семьи почитается во всём Египте. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса. Он очень похож на славянского Домового. Здесь наблюдается смешение образов кота и домового из-за схожести названий.

Дьявол (диаболос, диавол, бес, сатана, чёрт, демон, нечистый, нечистый дух, злой дух, облом, некошный, некошной, некощной, лукавый, поганый, неистовый) – у древних греков; позже у европейцев-христиан, азиатов-мусульман. Человекообезьяноподобное существо, сравнимое с чуром (щуром), чёртом, арсури, шурале, сатаной, шайтаном, иблисом. Все эти названия имеют общее происхождение. То же самое, что дэв и див. Диаболос по-гречески – не только «дьявол», но и в переносном смысле «злословно, завистливо, клевещущий». Средневековое (то есть, более позднее, христианизированное) название дьявола – «обезьяна Бога»: очень точно и вполне откровенно, учитывая его биологическую сущность как представителя отряда приматов. Позже, в ходе дальнейшей эволюции христианского мифа, появилось понятие «Антихрист – обезьяна Христа». Сравните с Мамоной (Маймун): «Служить Христу и Мамоне» (библеизм). От данного названия происходит понятие и бранное слово «дьявольщина» – чертовщина, бесовщина, мана, морока, то есть дело дьявольское, дела нечистого. Эпитет «поганый» происходит от латинского «paganus» в значении «язычник, идолопоклонник». Слово и понятие «Дьявол» произошло от более древнего «Див». Вывод: Дьявол (Див, Дэв) – дикий, страшный обезьяночеловек.

Див (Дий, Дый, Диив, Дыив – у восточных славян; Зевс – у древних греков и другие) – демоническое существо. Понятие относится к древнейшим, имеет южное, восточное происхождение. В славянском мире известно с языческих времён. Див – диво, чудо, невидаль, чудовище. Употреблялось также в значении див морской, морское чудище, чудовище. Дважды упоминается в «Слове о полку Игореве» (1177 год), в древнерусском историко-художественном произведении 14-го века о Куликовской битве «Задонщина». У западных и южных славян известна женская особь – дива или самодива. Цитаты из «Слово о полку Игореве»:

«Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя

и поехал по чистому полю.

Солнце ему тьмой путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила;

Свист звериный встал,

Взбился див – кличет на вершине дерева,

Велит прислушаться – земле незнаемой,

Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню,

и тебе, Тмутороканский идол!..

Уже пал позор на славу;

Уже ударило насилие на свободу;

Уже бросился див на землю».

Очевидно, что от этого происходят слова и выражения «диво дивное, удивление, удивляться, дивиться, диву даюсь». Диво – чудо, невидаль, диковина, дивледь (в нижегородских говорах), дивеса, чудеса, диводежа, то есть что-то редкое, удивительное. Слово «див» связано не только с понятиями «диво, чудо», но и «дикий, божий» (у славян и балтийцев). По-украински «дивий» и по-польски «dziwy» – «дикий». «Дикий гусь» первоначально понимался в смысле «гусь бога» (дива), а в целом «дикие звери, животные» – звери и животные бога, дива (как «фауна» происходит от Фавна, он же Пан, Леший). «Fau, fauw» по-французски (фауна от Фавна) переводится как «дикий». Корни «дев, див» у славян означали божественное, святое, дух, и даже – «див (а)» – небо. Основа использована в многочисленных фамилиях (Диваев), топонимах (Дивные горы), астрономических названиях (созвездие Девы), названиях растений (дивосил, девясил). Сравните с Деа Диа, Диана, Деа Рома (у латинян), Дий, Дый, Диив, Дыив (у восточных славян), Дейве (у литовцев), Дэв (у иранцев), Зевс (у древних греков), Deus и Diabolus (у римлян), Дьяус (у индусов), Люди дивия (у русских), Дев, Дива, Дева, Дьявол (многих народов), Деймос, Дейм, Демон, Даймон (у греков), Демоны (у разных народов), Дионис, Диоскуры, Полидевк, нимфы-девы, Девы пермесские (у древних греков), Джинн, Джинна (у мусульман). Дивий (фольклорное) – лесной, дикий, неручной, недомашний, а также – девий, девичий. В английском языке devil – дьявол, чёрт; devildom – дьявольщина, чёртовщина; devilish – дьявольский, дьявольски, чертовски, ужасно; devilry (deviltry) – дьявольщина, дьявольская злоба, проказы; devour – пожирать. Во французском языке: diable – дьявол, чёрт; diablement – дьявольски, чертовски; diablerie – чертовщина, проделки; diablesse – чертовка; diabolique – дьявольский. Близко греческое слово «теос» – бог, и производные от него понятия «теология» (оно же – богословие, наукообразное вероучение в виде систем в различных больших религиях, стремящееся обосновать религиозную мораль, догматы и культы, существование бога, выступающее против научного знания), «теософия» (религиозное учение, признающее источником познания мистическую интуицию, «откровение»), «теодицея» (религиозно-философское учение об оправдании бога, который всё равно хороший, несмотря на существующую несправедливость в мире; основал его немецкий философ Г.Лейбниц в сочинении «Теодицея», 1710 года), «теократия» (религиозное правление в стране, замещающее светскую власть). Деизм (от латинского «deus» – бог) – религиозно-философское учение, признающее бога первопричиной мира, но считающее, что дальнейшая жизнь Вселенной происходит без влияния бога. Основа «тео» и «deus» (dius, dia, dium – от более древних divus, divalis, что означает «божественный») присутствует во многих греческих, латинских и западноевропейских именах, фамилиях, званиях, пришла в славянский мир (Теотокис, Теофраст, Феофраст, Теодор, Детрших, Дитрих, Фёдор, Федора). Деятели православия любят выбирать себе церковное имя Дионисий (так же, как и Макарий), что, по сути, близко: Див, Дьявол, Чёрт. Сказочное имя из русских сказок Додон (Дадон) – того же происхождения («Див», «Deus»), от Dieudonne = «Богдан» (по В.И.Далю); в русском языке «додон» означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек; у русских есть фамилия Додонов (Дадонов). Самоназвание немцев «дойч» (дейч, Deutsche) [соответствующая фамилия Дейч] произошло от более древнего «диутисце» (тевтоны), наименования древнегерманского племени (от («Див», «Deus», «теос»). В названии народа просматриваются романские элементы, дошедшие после смешения германцев с романским населением, и та же самая основа. От «див» и «пери» происходят «два» и «пара», то есть, парное существо (самец и самка); это показывает индоевропейские корни. От «Див, Дива, Жива» происходят такие славянские слова и понятия, как «жизнь, житие, живот, живой, живность». Для сравнения: Джевана, Девана, Диана, Дива, Дивия, Дева, Жива, дикая баба, дикие люди, дикинькие мужички, дикарь, дикарка, диконька, диковина, леший, лешачиха, чудище, чудовище, дивный, чудный, чудо, пери. Дива (Дивия; у славян) – богиня земли, жена Дия (Дыя, Дива), Мать-Сыра-Земля. Отсюда слово «дивица». Дэв (див, друдж; у иранцев, турков, народов Средней Азии, гагаузов) – злой дух, враждующий с ахурами. Это великан, покрытый шерстью, на руках и ногах – длинные когти. Имеет облик циклопа. Дэвы-великанши имеют длинные груди, которые они забрасывают за плечи (как русалки и лешачихи у славян и других народов). Их логова находятся в труднодоступных местах. Ненавидят людей и постоянно их поедают. Дэвов очень много, и люди в лице своих героев постоянно с ними сражаются. В иранской мифологии дэвы обычно злые, а в индуистской – добрые. Башкиры, казанские и западносибирские татары считают, что Дэвы живут в своём подземном царстве. Делаем вывод, Див (Дэв, Дьявол) – дикий, страшный обезьяночеловек.

Сатана (у европейцев-христиан и азиатов-мусульман) – человекообезьяноподобное существо, сравнимое с чуром (щуром), чёртом, арсури, шурале, шайтаном. Все эти названия имеют общее происхождение. В Библии Сатана называется архонтом мира сего (позже – князем), что переводится, как древнейший. У древних евреев – сатан, арамейцев – sitena, satana, арабов – шайтан, в осетинском эпосе – Сатана, Шатана, Сатаник (весьма уважаемые дохристианские персонажи), у адыгов – Сатаней; греческий перевод – диаболос (дьявол). Иносказательно называется теми же эпитетами, что чёрт и дьявол, в том числе – лихой и злой дух. Для сравнения: древнегреческие Сатир, Сатурн.

Особо примечательно название саадания, древнейшего вымершего примата, череп которого обнаружен палеоантропологами в весьма примечательном месте – на западе Саудовской Аравии, около города Мекка, в Аш-Шумайси, в провинции Хиджаз (Аль-Хиджаз; город, ранее королевство). Возраст останков существа, имеющего признаки общего предка гоминоидов и мартышковых, оценивается в 28 – 29 миллионов лет. Предполагают, что сааданиус был среднего размера, с современного гиббона, и весил 15 – 20 килограммов. Обнаружившие остатки Уильям Сандерс из Мичиганского университета и его коллеги назвали древнего примата сааданий Saadanius hijazensis Zalmout et al., 2010. Название рода и семейства, что весьма примечательно, произведено от арабского слова «саадан», что означает «обезьяна». Дополнительный смысл названия поясняют как «саудовский хиджазский», что восходит к той же основе: топонимы Саудовская Аравия (опосредованно через Саудитов), а также африканская страна Судан, иорданский город Саада. В Азербайджане есть населённый пункт Саадан и рядом – Сиазань (созвучное название). Название человекообразного примата многое проясняет! Вот от какого слова и из каких мест пришло понятие и слово «Сатана»! Это всего лишь обезьяна, обезьяноподобное человекообразное мохнатое существо, обезьяночеловек. Подчеркнём, что Сатана и Шайтан – слова однокоренные, родственные, это одно и то же, то есть, обезьяночеловек. Диких мохнатых людей (леших) древние евреи называли похоже и явно родственным словом «садаим» («обезьяна»), появление их на развалинах Вавилона описывал пророк Исайя. На аккадском языке слово «sedu» означает «демон», что тоже близко по смыслу. Таким образом, слово «сатана» имеет общее еврейское и арабское происхождение и означает «страшная обезьяна». Находки палеонтологов, антропологов и археологов подтверждают их былое существование в этих местах и даже общение с людьми современного типа (человеком разумным). Разумеется, можно предположить, что на мысли о страшных человекообразных обезьянах древних семитов наводили ископаемые находки (необычные черепа, кости), но сумма сведений, свидетельства и знание поведения, скорее всего, говорят о том, что арабы и иудеи наблюдали живую натуру (обезьянолюдей, древних человекообразных обезьян), причём неоднократно и на большой территории. Не в столь отдалённой древности, конечно, не миллионы лет назад, и не обязательно именно этот вид; но похожие обезьянолюди других видов были обязательно и взаимодействовали с человеком разумным. Итак, изначально Сатана – обезьяна.

Понятно также, что традиционная трактовка «Сатаны» в религиозно-мифологических представлениях неверна и не глубока, идеалистическая и, в целом, ошибочна; это следствие химерогенеза. Под влиянием этих представлений обезьяночеловек воспринимается как «противник», «клеветник», «высшее олицетворение зла» и тому подобное (в аврамических религиях – иудаизме, христианстве, исламе). Имена Сатаны в Библии: Аввадон (истребитель), Аполлион (губитель), Ангел Бездны, Большой Красный Дракон, Веельзевул, Велиар, Великий Дракон, Дьявол, Дракон, Древний Змий, Жестокий ангел, Злой ангел, Злой дух от Бога, Искуситель, Князь бесовской, Князь Мира Сего, Лживый дух, Лукавый, Отец лжи, Люцифер (Светоносный) – пример буйной человеческой фантазии на базе сильных первоначальных эмоций от наблюдений живых страшноватых обезьянолюдей.

Шайтан (аш-шайтан; в мусульманской мифологии) – название произведено от «Сатана», вид джиннов (вероятно, они тоже произведены от «Див»). Главный Шайтан, по определению, – это мусульманский Дьявол (то есть, Див). Это человекообезьяноподобное существо, сравнимое с чуром (щуром), чёртом, арсури, шурале, сатаной и многими другими аналогичными персонажами. Все эти названия имеют общее происхождение. То же самое, что дьявол и див. Известны фамилии и многочисленные топонимы с этой основой. Для сравнения: Шуйттан (у чувашей), Шут, Чёрт (у русских). Чёрт – Чур, Щур, Пращур, Арсури, Тор, Кереметь (по смыслу – Леший, дикий лесной человек). Шайтан = Сатана = Обезьяна (и Обезьяночеловек).

Чёрт (чорт) – злой дух славянской мифологии. У русских, белорусов, украинцев – чёрт, чорт; у словен – crt, словаков – cert, поляков – czart. Предполагали, что основой названия может быть праславянское cьrt, что означает «проклятый». А.Н.Афанасьев предполагал, что слово «чёрт» происходит от слова «чёрный», что не подтверждается напрямую, но близко косвенно. Входит в категорию «нечисть, нежить, не-чистики». Образ дохристианского происхождения. По преданиям, черти могут жить своими семьями, но иногда соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети – упыри. В фольклоре и народных картинках это антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Вероятно, слово «чёрт» родственно словам «чур» и «сатир». В русской средневековой живописи облик отличается от человеческого остроголовостью или волосами, стоящими дыбом – шишом (отсюда – шиш, шишига) [отметим этот характерный обезьяний признак остроголовость, обезьяний гребень]. С запретом поминать их возникли эвфемизмы – лукавый, луканька, враг, шут, шайтан, шиликун, шуликун, шаликун, окаянный, окаяшка, чёрный, чёрная сила, чёрный дух, нечистый, нечистый дух, немытик, анчутка, анчутка беспятый (беспятный), куцый, корнахвостик, козлоногий, лысой, чёрт лысый, шиш, шишига, злой домовой, отяпа, хохлик, пралик, некошный, не наш, ненаш (ненаши), неназываемый, сатана, диавол, дьявол, бес, вельзевул, враг рода человеческого и другие. Слово «окаянный» использовалось в прозвищах. Слово «козлоногий» ранее использовалось в эпитетах «козлоногий Фавн», «козлоногий Сатир». Лысый дядько (у украинцев) – домовой, демон. Жена чёрта – чертовка, чертиха, ведьма, колдунья, злая баба, шутовка, лопаста, албасты, русалка. У чёрта могут быть свои дети, его ребёнок – чертёнок, чертеня, чертенёнок, чертовик (в вятских говорах), бесёнок. Чёртом иногда зовут лешего и водяного, а домового – домашним чёртом. Слово «чары», в смысле «волшебство, волхование, наводить мару, мороку, отводить глаза, творить чудеса, кудеса при помощи нечистой силы», связывают как родственное с «чёрт, чёрный, черта». Отюда: чарусы (болота). Река Чарус, приток реки Парабель, есть в бассейне Оби, Томской области (Западная Сибирь). Слово «чёрт» часто используется в переносном смысле: чёрт – тюря из крошеного хлеба без приправы; чёртов чай – водка (в российской кулинарии); чёрт, чертёнок – некоторые технические термины в строительстве, металлургии, судоходстве. Чёртово городище – скалистый гребень гор, похожий издали на развалины замка (отсюда и многочисленные чёртовы мосты), а также аналогичные нагромождения камней и скал в море. Чёртова сторонушка – Финляндия (предполагают, что причина – сплошной голый камень, трудности для земледелия, но можно понять и в прямом смысле: место обитания чёрта, точнее, чертей – гоминоидов). В 20 веке слово «чёрт» попало в уголовную иерархию, обозначая низкий уровень. Самоубийца для чёрта – лошадь, «чёрту баран». Вихри – это беснующиеся черти, чёртовы сваты: «чёрт с ведьмой венчается». Кирзу (искусственный заменитель кожи) называют чёртовой кожей. Указанным в уральских сказах ненашим соответствует распространённая в России фамилия Ненашев. Она происходит от предохранительного имени Ненаш (чужой; сравните: Найдёнов) или прямо от названия беса. Ругаться, поминая чёрта, – чертать, чертаться, чертыкать, чертыхать, чертыхаться, чертыжить, чертыжиться, чертыжничать. Существовало выражение «Не черкайся!», то есть, не поминай чёрта (П.И.Мельников-Печерский; роман «На горах»). Имя «чёрт» вошло во многие топонимы, фамилии, названия растений (чертополох) и животных. Аналоги: херт-сурт, херт-сурт аваше (у чувашей), ой-иясе и иорт-иясе у татар, йорт эйяхе у башкир, юй ийеси у карачаевцев. Чёрт – человекообезьяноподобное существо.

Чур (Щур, Цур) – у славян, отсюда слова «чур», «пращур» и тому подобное. Человекообезьяноподобное существо, сравнимое с чёртом, арсури, шурале, шайтаном, сатаной, лешим. Бог-покровитель рода и охранитель границ. Основа широко использована в тюркских и мордовских именах (Чуракай), топонимах (Чуракайка в Самарской области, на Средней Волге), названиях живых существ (щука), во многих словах (щуриться, прищуриться) и выражениях. Для сравнения: чёрт, арсури, шурале, шайтан, сатана, леший, а также Тор (Thor) – верховный бог из германо-скандинавской мифологии, «громовник», один из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ерд (Фьёргюн), аналог Перуна. Известны славянское имя Чурило и соответствующая фамилия Чурилов (и многие другие); былина «Чурило Пленкович» с местом действия в Киеве при князе Владимире. Для сравнения по смыслу: Предки (Родители; у славян). Щур, Чур, Чёрт, Кереметь – он же Леший. Цепочку родственных слов и понятий можно продолжить: чур (щур) – чёрт (хорт, йорт) – чортан – суртан – шуйтан – шут – шайтан – сатана (ударение на первом или последнем слоге). Возможно, славянские слова «чёрт» и «чур» родственны греческим словам «сатир», «сатурн» и восходят к греческому слову «тирс» (палка), он же жезл – символ власти приматов. Налицо не олицетворение зла (что утверждают религиозные мифологии), а человекообразный примат.

Мамона (мамон, маймун, маммона, мамоня, мамуля, мамошка; у древних арамейцев, греков, турков, тюрков, чеченцев) – обезьяна, а также, возможно, похожие на неё антропоморфные существа. У древних евреев и арабов были имена и фамилии Маймун, Маймонид. Слово известно не только в азиатском, но и европейском фольклоре. Лешачихи в польском и украинском фольклоре называются богыни, богинки и богинки-мамуни. В христианской церковной литературе (более поздней мифологии, в результате химерогенеза) мамона определяется как некий злой дух, олицетворение корыстолюбия, стяжательства, алчности: христианство изначально воспринимает всех обезьяноподобных как своих личных врагов и конкурентов. В переносном смысле: мамошка – любовница, мамон – желудок. Известны производные российские фамилии Мамона, Мамон, Мамуна, Мамонов, Мамонич. Видимо, российские имя Мамонт, фамилии Мамонтов и Виноградов-Мамонт имеют близкое происхождение. Филологическая версия о греческом происхождении мужского имени Мамонт (а также Момант и Мамант) в смысле «вскормленный» сомнительна. В Воронежской области есть село Верхний Мамон. Для сравнения: Переплут (у славян) – бог богатства и достатка. Очевидно, по происхождению образ связан с древнегреческим богом богатства Плутосом, тождественным Мамоне («мамонас», то есть обезьяне). Отчего, видимо, происходит русское слово «плут», то есть хитрец, мошенник. По В.И.Далю, в Самаре чернорабочих артельщиков, которые ссыпали купленное купцами зерно в амбары, называли мартышками; причём нанимались они на работу бесплатно; прибыль получали на разнице по весу и сортам; то есть, самарские мартышки – мошенники, плуты. Для сравнения: Мамона, Мамон, Маймун, Плутос. У славян было и другое похожее по звучанию понятие Мамон (Мамонт) – языческое божество: чудовище водное (озёрное) или лесное, Индрик-зверь, слон-мамонт.

Обезьяна (у русских) – реальное зоологическое существо, представитель отряда Приматы (Обезьяны) класса Млекопитающие (Звери). Слово «Обезьяна» – считается древнерусским; его применял ещё путешественник Афанасий Никитин; и одно из народных названий (скорее всего, искажённое) – «Облизьяна». Но происхождение названия Обезьяна, вероятно, более южное, от турецко-персидского «abuzine», на основе арабского «abu zina», что означает «Отец блуда». В христианской мифологии считается прислужницей Дьявола, ко всем представителям отряда культивируется отрицательное отношение, поскольку человекообезьяноподобные формы издавна являются естественным и весомым соперником христианской идеологии, что вошло в художественную литературу. Для сравнения: Блуд, Леший.

Блуд – одно из славянских названий Лешего (как оказалось, эта основа не только славянская, а гораздо более широкая). Блуд рассматривается как вариант, разновидность Лешего – это лесной дух, сбивающий путников с дороги, чем он сильно напоминает Лешего (по сути, полностью тождественен). Сравните с Болотным и Лядом. Должны быть соответственно женские сущности, их названия переходят в табуированную лексику. Отсюда слово «блудница» (а также слово английского происхождения «блондинка», то есть, светлая, рыжая, русая, русалка). Кстати, по-английски «bloody» означает «чертовски, кровожадный, проклятый» (соответствует славянским понятиям). Родственные слова и понятия: Ляд, Коляда, Лада, греческая Лето (возможно, и Эллада – древнегреческий топоним), латинская Латона, а также русское (восточнославянское) слово из табуированной лексики (матерщины). Цитата: «Необходимо подчеркнуть, что выражение «блядин сын» первоначально, по-видимому, не отождествлялось с матерщиной и само по себе не являлось предосудительным, то есть не относилось к разряду непристойных выражений» (Успенский, 1989). Отсюда же понятия «заблудился, заблудил», а также, вероятно, «болото», «ублюдок» (ублюдень, ублюдок, выблядок, то есть – гибрид, метис, помесь, выродок, тумак, болдырь; у собак – болван, волкопёс, волкособ, волчек, лисопёс, подлисок; ублюдком называют помесь собаки с волком, лисой, шакалом; болван – помесь псовой и овчарки; тумак – волкопёс, волкособ, волчек, то есть, гибрид собаки с волком; тумаком называют гибрид зайца-беляка с русаком; лисопёс, подлисок – гибрид лисы с собакой), «люди» (люд, в единственном числе – людь), «блюсти, соблюдать». Известно славянское имя Блуд, в России есть фамилия Блудов. Основа встречается в европейских топонимах: озеро Балатон в Венгрии (финно-угорский топоним, означает «болото»). Болотные огни (естественное явление) называются «болотный огонёк» или «блудячий огонь». В фольклоре различных народов они считаются духом, известны аналогичные «бродячий огонёк», болотные огни, «огонёк глупцов» ignis fatuus (на латыни, у западноевропейцев), лидерц (у венгров), лиеккио (у финнов), спанки (у шотландцев), эллиллдан (у валлийцев); символических и личных имён известно ещё больше (неприкаянная душа, боггарт, Хобби-Фонарик, граница Волшебной Страны, огни Святого Эльма и другие) [огни Святого Эльма имеют другую естественную природу]. Для сравнения: Волот, Волох, Волос, Уд, Болотный, Болотняник, Облуд, Ляд, Луд, Коляда, Лада, Лето, Латона, Лиетуонис.

Гог и Магог (по Библии и Корану) – дикие свирепые люди (или народы), война с которыми якобы предшествует концу мира. По записи францисканского монаха 13 века, со слов античных и восточных средневековых авторов, это древнейшие жители Индии: «В Индии есть Золотые горы, недоступные грифонам и драконам, и есть ещё в ней Каспийские горы, и между ними и морем Александр Великий покончил с Гогом и Магогом, людьми свирепейшими, сыроядцами и укротителями диких зверей». Вероятно, название произошло от магота (маго) Macaca sylvana L., 1758 (= Inuus sylvanus), или обезьяны варварийской, единственного европейского вида обезьян, обитающего на Гибралтаре, из рода макак, «куцой мартышки», по определению В.И.Даля. Видовое научное название его, кстати, обозначает «леший, сильван». Либо обезьяна названа в честь какого-то древнего похожего человекообезьяноподобного существа с похожим местным названием (скорее всего, обозначающим просто обезьяну). У писателей 19 века Гог и Магог – это существа таинственные и жуткие, о которых нельзя сказать ничего определённого. В древних сказаниях это два диких северных народа, которые Александр Македонский якобы разгромил, но, ужаснувшись их свирепости, загнал в далёкие пещеры. Возможно, в этих представлениях мы наблюдаем последующий химерогенез образа.

Леший (название славянское, из фольклора и по свидетельствам очевидцев) – реликтовый гоминоид, лесной обезьяночеловек в преданиях многих народов, известный под разными наименованиями (сатир, пан, фавн, шурале, вирь-ава, упате и другими). Различаются по полу, возрасту (от детей до стариков), систематическим (биологическим, таксономическим, географическим, экологическим и тому подобным) особенностям (водяной, леший, полевой, болотный и так далее). Молодая женская особь, дева – лешачиха (русалка и другие). Старая женская особь, старуха – Баба Яга и другие, в том числе, старые лешачиха и русалка. Старая мужская особь, старик – Банник. Особую группу составляют предполагаемые прирученные, домашние особи и гибриды-метисы: домовой, банник, дворовой, юродивый и другие.

Калужская область России граничит с южными районами Московской области, на востоке – с Тульской, на западе – Смоленской, на юге – Орловской и Брянской, недалеко от Белоруссии и Украины. Собиратели фольклора услышали на юге области немало рассказов-преданий о встречах местных жителей с дикими обезьяноподобными людьми; и эти рассказы были больше, чем обыкновенный фольклор, то есть являлись быличками, свидетельствами очевидцев. Люди называют дикарей обезьянами и болотными чертями. Сельская жительница 83-х лет совершенно серьёзно заявила: «Были, сама не видала, старые люди рассказывали. Кто в лесу жил. Ну, обезьянки и обезьянки. По деревам лазают. Ругаются, как мужчины. Они, как люди. И женщины были, только голые, лохматые. Всё тело у них лохматое. Грудь у них, как у человека. Руки длинные». В Жиздринском районе сельчанка 85 лет тоже рассказала похожее: «Вот обезьян две бабы видели, когда за орехами ходили. Давно, правда. Ещё до войны. На орешинах, говорили, качались у реки». Сёла находятся в 80 км друг от друга, в старинных засечных лесах. Там в 1997 году создан национальный природный парк «Угра»; он на юге примыкает к природному заповеднику «Калужские засеки». Интересен местный памятник природы Чёртово городище, представляющий собой нагромождение валунов из песчаника, принесённых древним ледником. Место дикое. Не зря, судя по всему, дано такое название. На территории национального парка находятся многочисленные исторические памятники: стоянки каменного века, средневековые городища, курганные могильники и другие.

Лешие были известны и античным народам, назывались они, естественно, по-другому, но с тем же смыслом – дикий лесной человек. Силен (Силенос, Сейленос) у греков – демон, как и его соратник Сатир. Почти то же самое, что и Сатир. Сын Гермеса (или Пана и нимфы). Торс человеческий, уродлив – толстогуб и глаза навыкате. Предполагали, что он имеет лошадиный хвост, а на ногах у него есть копыта; ну, во-первых, это химерогенез, а во-вторых, могли и подумать, поскольку ступни у дикого человека были как копыта по проходимости, да и по форме могли отличаться. Силен был не прочь выпить и подраться. Спящего (и пьяного) силена можно было связать. Cчитали, что Силен стал отцом многочисленных сатиров и силенов, неотличимых друг от друга (но сатиров стали изображать с козлиными копытами и рогами). Силена-отца изображали покрытым с головы до ног волосами. Старейший и мудрейший из сатиров, воспитатель и спутник Вакха (Диониса). Этруски, предки древних римлян, знали, что в лесах, у воды, в горах, пещерах живут Сильвании (Selvanus); это лесные боги, то есть, Лешие, и они являются частью дикой природы. У латинян (древних италийцев) похожий персонаж назывался Сильван – лесное божество, отождествлявшееся с Паном. Позже его стали считать хранителем дома и усадьбы (аналог домового). Ещё один вариант: Сильвий у латинян – лесовик, фольклорный герой. Из рода Сильвиев произошли мифические основатели Рима Ромул и Рем. До сих пор популярны в Европе личные имена Сильван и Сильва, мужское и женское (помните оперетту «Сильва»? «Частица чёрта в нас заключена подчас». Очень верно!). И Сильван в европейском фольклоре жив до сих пор; пережил жестокую конкуренцию с возникшими позже монотеистическими религиями. Давайте сравним сильвана и сильвия древних латинян, силена древних греков, сальвана и сальванелли современных итальянцев, сильвана (sylvain) современных французов, а также аналогичного по созвучию и смыслу славянского Соловья-разбойника. Получается, что славяне (этноним отсюда же) – это народ, почитающий Соловья-разбойника, то есть, сильвана, следовательно, Лешего, дикого лесного обезьяночеловека. И другие народы, как это понятно, тоже его почитали, только называли по-своему, хотя и с тем же смыслом.

Пицен (бичен) у западносибирских татар – Леший, в виде обезьяны или человека (мужчины или женщины), живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву. В виде женщины может вступать в любовную связь с мужчиной. Пицен-сас – болото в Ингальской долине, в Тюменской области России, Западная Сибирь. Название тюркское. Пицен (бичен) у западносибирских татар – Леший; более древний смысл из тюркских языков – «обезьяна» (то есть, обезьяночеловек). «Сас» – болото. Название означает «болото Лешего».

От Бичен (Пицен) недалеко до Бичуры и Бисуры. Бичура – домовая, кикимора, лешачиха (в монголо-тюркской мифологии, чаще у татар); соответствует башкирскому персонажу «Бисура». Кроме фольклора название сохранилось в топонимах: Бичура – река и село в Бурятии (Россия, Забайкалье), там же есть Бичурский район; Бичура – село в Мазановском районе Амурской области России; Бичурга-Баишево (Бичург-Бишеево) – село на чувашском участке реки Сура, на её притоке, реке Бездна (Россия, бассейн Верхней Волги); Бишура Новая – селение в Тюменской области России на реке Тобол (Западная Сибирь) и другие.

А от Бисуры недалеко до Арсури. Арсури у чувашей (сравните с индийскими асурами; Намучи – самый могучий из асуров, сын Дану и Кашьяпы) – Леший. Лицо у него чёрное, волосы длинные, сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы, боится воды, любит ездить на лошадях (варман-тура – лесной бог). Как не вспомнить композитора Имре Кальмана и его оперетту «Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter), точнее «Чёртов наездник», поскольку Teufel по-немецки Чёрт. Видимо что-то кольнуло композитора, какой-то фольклор, предания, сказки, древние ассоциации? Все лешие всех времён и народов, включая древнегреческую Афину, татарского шурале, марийскую Овду и российского тоже, иногда под образом Домового, обожали кататься на лошадях, загоняя тех иной раз до смерти. Казанские и западносибирские татары называют Лешего похоже: урман иясе, то есть, хозяин леса, и шурале. По-чувашски «арсурилле кашкар» означает «дико кричать». Близкие образы: упате («обезьяна») у чувашей, вуташ, кереметь, шурале (у татар и мордвы), леший, лешачиха, водяной, русалка (у русских), мордовские вирь-ава и ведь-ава, славянский «чур», родственный «чёрту» и «шурале». Близкий топоним: река Сура в Среднем Поволжье (Россия).

У чувашей для обозначения лешего есть два основных названия – арсури (получеловек) и упате (обезьяна) [редко – упете]. Фольклористам это всегда было непонятно. Этнограф В.Канюков (1971) писал: «Но где основа образа? Почему вдруг обезьяна? Откуда явилась и стала бродячим духом обезьяна в чувашских лесах, наяву же она тут не живёт?». Другой исследователь, В.А.Ендеров (1984), пишет: «Образ лешего как обезьяноподобного существа у многих народов говорит о генетическом родстве этого персонажа... В образе арсури, вероятно, нашло отражение представлений предков чувашей о человекообезьяноподобных существах, исчезнувших в далёком прошлом из жизни».

Арсури похожи на обезьяну и голую женщину (или мужчину), тело которых покрыто шерстью, только гениталии обнажены. Лицо совсем чёрное. Арсури – «женщина с взлохмаченными волосами, с огромными, как овсяные мешки, грудями», имеет «огромные сосцы, свесившиеся вниз; во время ходьбы она полагает их себе на плечи» (свидетельства очевидцев, вошедшие в фольклорные былички и предания). Может кричать дико и по-человечьи, на разные голоса, лаять, как собака, визжать как поросёнок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. «Страшный любитель щекотать попавших в его руки людей. Он иногда защекочивает их до смерти». Упате смертна, но убивать её не разрешается. Иногда подходит к дровосекам погреться у костра, но если горит в огне черёмуха, то боится близко подходить, так как искры от костра могут спалить её шерсть. Арсури питается мясом животных, поймает, например, оленя и съест всего его целиком. «Если привяжется на дороге арсури, то надо бросить в его сторону куском хлеба». По сообщениям чувашей деревни Асхвы Канашского района (Россия), лешие жили на берегах реки, а зимовали в копне сена. Арсури боятся собак, железа, кнута, огня. Любят человеческих детей, играют с ними, успокаивают. «В лесу арсури забегает вперёд человека, нагло смеётся и, показывая свои гениталии, зовёт его к себе». Человека не убивает, а только пугает. Чувашам антропоморфное существо известно и под другими названиями: вуташ, леший, чур, кереметь.

Камень Йубейде-тяуле – редкий культовый объект предков чувашей. В Самарской области на границе с Ульяновской областью России, правобережье Волги, верховья реки Усы, в Старорачейском лесу. Объект находится около посёлка Гремячий и села Смолькино Сызранского района, в горных глухих лесах с сосновыми борами. Там встречаются многочисленные скалы-останцы, которые напоминают то коня (особенно примечателен Конь-Камень – так называли славяне каменных идолов), то лягушку, то человека. Так их иногда и называют. Среди них находится Камень Йубейде-Тяуле, высотой 3,5 метра, с площадкой наверху в форме кресла. По местным поверьям, это священное место древнейших существ – «людей-филинов» или «мохнатых обезьян», они же – упате (упете). По преданиям, это «лесной народ»; иногда они собирались около камня и водили хороводы, и эта скала для них была очень важна. Люди сюда обычно не ходили, боялись. «Людьми-филинами» иногда называли леших, поведение тоже на них похоже. До сих пор место считается «нечистым», так как здесь, по преданиям и живым свидетельствам местных чувашей, издавна жили Йубейде (Йубейдэ), они же – Упете (Упате), «обезьяны»; люди видели их живыми в лесах ещё в 1920-х годах. Название расшифровано: «Йубейде» одновременно означает «медведь» и «медведеобразный человек», то есть – Леший; «Тяуле» – «камень». Упате – Леший, по-чувашски. «Йубейде» созвучно «Упете» и они, вероятно, эквивалентны. То есть, йубейде = упете = медведь = медведеобразный человек = леший = обезьяна = обезьяночеловек. Для сравнения: село Убейкино в Самарской области (Волго-Уральское междуречье), река и село Убей в Хакасии (юг Средней Сибири).

Ракшас (ятудхан, нишичар; у индусов) – ночной демон-людоед, от санскритского «ракш» – защищать, охранять, или, наоборот, – защищаться (от вредоносных существ). Особь женского пола – ракшаси. Нишичары («бродящие в ночи») – одно из имён ракшасов. Найрриты – разновидность ракшасов, создателем которых считался Ниррити (бог разрушения, отец найрритов). Близок по сути и созвучию Нишада – мифический прародитель горного племени охотников и рыболовов нишадов, потомков доарийского населения Индии. Упоминаются в древнейших индийских литературных источниках «Веды», в древнейшем из четырёх её сборников – Ригведе (15 – 25 века до нашей эры), «Махабхарата» (5 – 6 века до н.э.), «Рамаяна» (4 век до н.э.), где ракшасы показаны достаточно подробно и натуралистично. Более того, они были известны и в более древних устных народных преданиях. Образы ракшасов вошли в индуизм и буддизм. Это человекообезьяноподобные чудовища устрашающего вида. У них огромные размеры, длинные руки, огромные животы, огненные глаза, проваленные рты, окровавленные клыки. Кожа у них чёрная, но может быть зеленоватая, с синевой или желтизной. Ночные бесы, оборотни. Живут в лесах, охраняют водоёмы. Питаются человеческой плотью и протухшим мясом, оскверняют могилы, причиняют всяческое беспокойство. Вечерами пугают людей, пляшут вокруг их жилищ, кричат по-обезьяньи, шумят и громко смеются. Злобны, воинственны, обладают огромной силой. У них ядовитые ногти. Обладают мистическими способностями, могут быть причиной сумасшествия. Царь ракшасов – Равана. В «Махабхарате» показаны так:

Огромны, покрыты коричневой шерстью,

Измазаны жиром, и грязью, и перстью,

Страшны, пятиноги и великобрюхи,

С короткими шеями и лопоухи,

С перстами, что загнуты были неладно,

С зубами, что скалились остро и жадно.

Персть – это пыль, прах, земля. Изначально ракшасы были строго антропоморфны, лохматы, с одной головой. В поздних произведениях устного и прикладного творчества они показаны невообразимыми чудовищами, многоголовыми, многоногими, рогатыми и тому подобное (химерогенез). Название использовано писателем Р.Киплингом: имя волчицы, воспитавшей Маугли, было Ракша-Сатана.

Северо-восток Индии исследован очень слабо, там до сих пор нередки крупные зоологические открытия. И отсюда известны многочисленные случаи встреч с обезьяночеловеком ростом с небольшого человека, но сильного, агрессивного, хищного или всеядного и, вероятно, людоеда. Его называют мандебару – лесной человек (традиционное название для таких существ, что означает леший). В 2001 году «человек-обезьяна» (monkey-man), то есть, практически, обезьяночеловек (питекантроп), терроризировал столицу Индии – Дели, где наделал много паники. Существо было больше похоже на человека, но было мохнатым, с обезьяньей мордой, глаза его светились в темноте (этот признак не свойствен приматам, за исключением леших). Его видели многие люди, и многие получили ранения. Нападения происходили обычно ночью или вечером, как на мужчин, так и на женщин. Возможно, жертвы интересовали его (или их) как представители другого пола, хотя ясных подтверждений этому нет, да и никто чётко не сказал о половой принадлежности человеко-обезьян, обычно воспринимая их как самцов. Высказывались предположения, что гоминоиды пугали людей, чтобы завладеть продуктами питания, или просто пугали, чтобы те не мешали обследовать территорию. Больше всего боялись нападения свирепых человеко-обезьян как потенциальных людоедов или похитителей детей и просто людей. Предположения имели под собой основания, видели их с окровавленными мордами и пастями, из которых капала кровь, оказавшаяся, по анализам, человеческой. Проводилось научное изучение фактов (по Российскому телевидению, в частности, был показан документальный научно-популярный фильм), опрошены свидетели, обследованы нанесённые агрессивным существом раны, не похожие на ранения от известных обезьян и других зверей, организованы экспедиции со специальным оборудованием в джунгли и пещеры. Достоверных подтверждений пока получить не удалось, что часто бывает при кратковременных выездах в неизученные места. Для изучения редких и скрытных существ нужны стационарные долгосрочные экспедиции с проживанием на изучаемой территории.

Индусам человек-обезьяна, точнее, люди-обезьяны ракшасы, ночные демоны-людоеды, известны с глубокой древности. Известен человекозверь и под именем «див». Кроме ракшасов в эпической поэме действуют главные герои Рама и жена его Сита. Демон-ракшас Равана (на санскрите, Ревущий), царь ракшасов, враг героя Рамы и царя обезьян Ханумана (по индуистской мифологии и эпосу «Рамаяна») жил на острове Шри-Ланка (мифологический Ланка и ранее Цейлон) – царстве ракшасов. Красочная скульптура Раваны и Будды находится у горной деревни Элла, на высоте 1 км, в окружении сосновых лесов, рисовых полей и чайных плантаций. В окрестностях известны водопад Раваны высотой 19 метров и пещера Раваны. В пещере за водопадом, по преданию, Равана прятал красавицу Ситу от Рамы. Считается, что пещера подземными ходами связана с главными, центральными местами острова.

А в честь Рамы названа ископаемая человекообразная обезьяна рамапитек, кости которой были найдены на Сиваликских холмах (Шивалик – от индуистского божества Шивы), там же найдена человекообразная ископаемая обезьяна сивапитек (названная по Сивалику – Шивалику); как позже выяснилось, рамапитеки – это самки сивапитеков.

В русской языческой мифологии известны мавки и навки; навь (навки, мавки, навье, навы) – нечистая сила. Праздник Навский велик день у восточных славян отмечается в четверг на Троицкой неделе; в этот день у нави и русалок отмечается пасха. В Навий день поминали всех умерших (последний четверг Великого поста). По древнейшим языческим представлениям мир делится на три части: Явь, Правь и Навь. Название использовано в топонимах. Навья гора – деревня в Вытегорском районе Вологодской области России (Русский Север); скорее всего, у деревни ранее существовало языческое кладбище. На южном побережье Большого Клименецкого острова в Онежском озере есть залив под названием Някина губа (северо-запад России). Топоним производится от созвучного и близкого по смыслу (вероятно, родственного) финно-карельского наименования «nakki», что означает Водяной, Водный царь; женщины водяных, Накки (русалки) красивы, у них длинные волосы и огромные отвислые груди, которые они закидывают за плечи; они могут увлечь купающихся в водоворот.

«Мавпа» по-украински означает «обезьяна». Для примера – шутливая украинская пословица: Хоч про німців і сказано, що вони мавпу вигадали, однак у спритності мавпа переважає навіть німців. Что в переводе на русский язык означает: Хотя про немцев и сказано, что они обезьяну придумали, но по проворности обезьяна превосходит даже немцев. Тоже созвучное и близкое по смыслу наименование. Таким образом, навки и мавки – это нечистая сила, водяные, русалки, но изначально опасные обезьяны.

Медведь (у различных народов Западной, Восточной, Северной Европы, Греции, Сибири, Северной Америки) – реальный, но мистический, сказочный, мифологический зверь, имеющий много общего с лешим и часто с ним смешиваемый. Имеется в виду медведь бурый, живущий в лесу. Широко представлен в древних этнографических обрядах, праздниках языческого происхождения, фольклоре, топонимике, названиях животных и растений, кулинарии. Культ медведя отмечен археологами и этнографами. В пещере Драхенлох в Австрии, в ларе, сложенном из каменного плитняка, хранилось около 40 черепов пещерных медведей, а на крышке лежали череп медведя и под ним скрещенные кости передних лап; это культовое место первобытных людей, возраст его определён в 40 тысяч лет. Культовые хранилища медвежьих останков аналогичны хранилищам останков человека. В пещере Оффенгейм в Баварии (Германия) найдено культовое захоронение в земле более 20 человеческих черепов. В пещере Монте-Чирчео в Италии череп древнего человека был поставлен в углу жилого помещения. У славян и финских племён человеческие и медвежьи черепа насаживались на колья. Название обычно трактуется как «мёд ведающий», но есть версия о финно-угорских корнях, от «ведь-ава, ведь-атя» (то есть, «ведьмедь» – лешачиха и леший, отсюда производятся «ведьма» и «ведьмак»). На юге России он называется ведьмедь. Медведя, так же, как и волка, называли бирюк. Другие названия, показывающие общность образа с лешим и чёртом: лесник, урманный, Михаило Иванович Топтыгин, куцый, куцык, косматый, космач, мохнатый, мохнач, лешак, леший, лесной чёрт, чёрная немочь, потапыч, лесной архимандрит. В связи с наличием старинных центров дрессировки медведей в Сергаче (Нижегородская губерния, Россия) и Сморгоне (Белоруссия), назывался также «сергацкий барин» и «сморгонский студент». Известны и многие другие наименования. Медведь считался оборотнем. Народное объяснение такое: медведи – оборотни потому, что целая деревня не пустила путника к себе ночевать, то есть за негостеприимство (в русском фольклоре). Но понятие оборотня исторически более глубокое, от двойственной природы образа: то он зверь, то человек. Это понятно, исходя из трактовки медведя как «заместителя» дикого, медведеподобного человека, лешего (под разными названиями у разных народов и в разных регионах). Обрубок бревна назывался медведок и медведка, что показывает близость к языческим деревянным идолам. Белый медведь был особым жертвенным животным у аборигенных народов российского Севера; он был более молодым мифологическим аналогом бурого медведя (потомка самого древнего прообраза из всех видов медведей – пещерного медведя). Медведям свойственен каннибализм. Сказка «Маша и медведь» – древний языческий сюжет (славян, германцев, прибалтов и других), в соответствии с известным выражением «Сказка – выродившийся миф». От «бер» происходит много топонимов, названий городов: Бёрн, Брно, Берлин. Предположительно, названия «медведь» – иносказательное, «бер» тоже и звукоподражательное, а настоящее имя – «Мишка» (Мишка-Медведь в русских сказках и Мише-Моква у северных индейцев).

В фольклоре различных народов присутствуют образы непонятных существ. В древности их называли чудовищами или бестиями и составляли их списки – бестиарии. Слово «бестиарий» непосредственно происходит от латинского слова «bestia», то есть, зверь, животное. Но если смотреть в более глубокую древность, то не просто от «зверя, животного», а от слова «бес», что означает «страшный обезьяночеловек». В средние века в Западной Европе бестиариями называли зоологические сборники с описаниями различных животных, причём в прозе и стихах, с аллегориями и нравоучительными целями. Описывались не только реальные, но часто и мифические животные – дракон, василиск, мантикора и другие. Одним из первых таких нравоучительных, более художественных, чем научных, сборников по зоологии является древнегреческий трактат «Физиологус». Заметим, что это и истоки европейской научно-популярной литературы для натуралистов. Наиболее известны старинные французские бестиарии 12 – 13-х веков. В Древней Руси тоже издавали подобные произведения, они известны под названием «Физиологи». Образы животных приспосабливали к понятиям религиозной (христианской) морали, трактуя и расшифровывая их с большой фантазией, вслед за Библией, содержащей неточные, ошибочные, оторванные от реальной действительности сведения. Вслед за субъективным библейским разграничением животных на «чистых» и «нечистых», авторы бестиариев делили животных на символизирующих Христа – в частности, это пеликан, орёл, феникс, и символизирующих Дьявола – например, это обезьяна (что особенно характерно!), жаба, ночные птицы, летучие мыши, гады (рептилии), пауки, насекомые и другие. Природу идеалистически воспринимали как арену борьбы добра и зла.

Первоначально европейцы путали названия крупных антропоморфных обезьян и даже называли их сатирами, явно ставя знак равенства между высшими обезьянами и мифическими существами Эллады. В 1559 году англичанин Эндрю Баптиль, оказавшись в Анголе, увидел неких чудовищ, по-местному «понго», живущих в окрестных лесах, судя по описанию, шимпанзе и гориллу. Этим словом обозначили всё семейство человекообразных обезьян Pongidae Eliot, 1913, которое в конце 20 века было упразднено в соответствии с данными молекулярной филогенетики. Впервые описание шимпанзе сделал голландский анатом Николас Тульп в своём произведении с характерным названием «Об индийском сатире, он же Orangutan, что означало «лесной человек» (1641 год). Крупная человекообразная обезьяна орангутанг (орангутан), азиатского, в отличие от африканских шимпанзе и гориллы, происхождения, действительно, в переводе с местных языков, означает «лесной человек». В данном случае мы наблюдаем совершенно единое направление мыслей и представлений как местных аборигенов, так и приехавших европейцев. И те, и другие видели в человекообразных обезьянах лесных людей, сатиров, «орангутангов» в общем виде. В 1699 году английский анатом Эдвард Тайсон написал труд об анатомии шимпанзе «Орангутан или Homo sylvestris, или анатомия пигмея в сравнении с анатомией обезьян и человека». Высказывали даже мысли о промежуточном положении человекообразных обезьян между человеком и обезьянами, допускали возможность скрещивания их с аборигенами. В середине 18-го века, в 1766 году, Ж.Бюффон дал научное описание гиббона и опять назвал его «орангутаном».

Поскольку церковь, борясь с автохтонной народной культурой, приобретала опыт борьбы с человекобезьяноподобными «демонами» (обезьянолюдьми), или иначе лешими, дикими человекообразными, и культурой их почитания – язычеством, у неё росла неприязнь ко всему похожему, включая обезьян. Служители церкви смутно понимали, что облик приматов в конце концов поставит немало вопросов о родстве всех, кто входит в этот отряд, в том числе разных форм человека. И тогда возникнет серьёзная проблема для церковной идеологии, изначально ущербной, неестественной, лживой, и будет поднята проблема ответственности церкви за её деяния. По установлениям церкви, обезьян назначили официальным олицетворением дьявола Figura Diaboli, что нашло отражение в первом компендиуме христианской зоологии «Физиологусе» со сведениями о животных в виде аллегорий, басен и сказок. Даже много позже, в 1795 году, в «Любопытном словаре удивительных естеств и свойств животных», изданном в России, африканский мандрил назван дьяволом, а в научном труде 19-го века орангутан назван лешим. Собственно, в переводе с малайского «оранг-утан» и означает «человек лесной». Дополним, что к роду мандрил отнесены два вида – мандрил Mandrillus (Papio) sphinx и дрил Mandrillus (Papio) leucophaeus. Дрилы, мандрилы и гамадрилы названы в честь древнегреческих нимф – дриад и гамадриад.

Традиция дошла до нашего времени. В мифологии древних греков обезьяночеловек (языческое божество) назывался Пан (от индоевропейского корня «па» – пасти, пастух; он же – силен, сатир, инкуб и сукуб), от этого происходит понятие «панический страх», а современной человекообразной обезьяне шимпанзе, наиболее близкой к человеку разумному, присвоено научное латинское название Pan troglodytes (Пан пещерный); ранее – Troglodytes niger (Троглодит чёрный), другую современную человекообразную обезьяну орангутана (орангутанга) Pongo pygmaeus первоначально именовали Simia satyrus (Обезьяна сатир), гориллу – Troglodytes gorilla (Троглодит горилла), а карликового шимпанзе бонобо – Pan satyrus paniscus (Пан сатир Панискус; нужно пояснить, что Панискус – это тоже сельское божество, производное от Пана, его соратник, вместе с сатирами и нимфами), позже – Bonobo paniscus (Бонобо Панискус), сейчас – Pan paniscus. Аналогично называется крупная не человекообразная обезьяна чёрная коата Ateles paniscus. В бассейне Амазонки проживают обезьяны, отдельный род, которые называются обыкновенными чёртовыми (саки) Pithecia (Питеки). Капуцин-фавн (бурый черноголовый капуцин) Cebus apella L., 1758 обитает в Южной Америке, в горах северо-восточной Бразилии.

Simia – обезьяна по латыни; раздел Приматов в системе Линнея. Род Simias Muller, 1903 – 1 вид: симиас одноцветный Simias concolor Muller, 1903, обитает на островах Пагай-Селантан, Сипора и Сиберут в группе островов Ментавай у западного побережья Суматры. Из семейства низших узконосых обезьян (мартышек) Cercopithecidae Blanford, 1888. Включён в Международную Красную книгу.

Эосимиас Eosimias Beard et al., 1994 – род вымерших приматов, один из древнейших среди обезьянообразных. Название означает «ранняя обезьяна». Известны четыре вида (Eosimias sinensis, Eosimias centennicus, Eosimias dawsonae, Eosimias paukkaungensis) из Китая и Юго-Восточной Азии, из отложений раннего эоцена возрастом 45 миллионов лет. Prosimia – научное название отряда Полуобезьян (Лемуров). Название использовано в топонимике и мифологии.

Сими – горный остров в Греции, входящий в архипелаг Додеканес, расположен на расстоянии 23 морских миль от острова Родос. Впервые остров упоминается в античной мифологии, он пережил всевозможные сложности греческой истории, и из вольнолюбивого центра кораблестроения стал туристическим островком, куда путешественников влечёт романтика «Греческой Венеции». История происхождения первых жителей острова Сими, так же как и его названия, теряется в легендах и мифологии. По одной из них, название его происходит от местной нимфы Сими, а её сын Хтон стал предводителем первых жителей острова. Другая версия говорит о том, что название остров получил от Главка, кораблестроителя «Арго», который назвал его в честь своей жены, вместе с которой приехал и поселился здесь. Третья версия сообщает, что берегов Сими достиг Прометей, который научил жителей острова достигать долголетия, а также вызвал гнев Зевса тем, что создал человека из глины. Зевс наказал его, превратив в обезьяну, то есть в Симию, отсюда остров и получил своё название. Гомер упоминает Сими в «Илиаде», называя царём острова Нерея, «самого прекрасного из всех данайцев». Первое историческое упоминание острова встречается у Геродота.

Комедиограф Тит Макций Плавт (250 – 184 годов до нашей эры), родом из Умбрии, из города Сассины, – первый автор сохранившихся произведений римской литературы. До наших дней дошли все его комедии (21). Пьесы Плавта называются «comoedia palliata» – «комедия плаща». Иногда автор повторяет пьесы Менандра, Дифила, Филемона или какого-либо другого греческого драматурга, иногда заимствуется только сюжетная линия. Выяснить, где текст его личный, а где нет, ныне нелегко, потому что сочинения предшественников Плавта не сохранились, а стилистика его пьес едина. Действие всех пьес Плавта происходит в Афинах или другом городе Греции, имена действующих лиц греческие. Интересны имена действующих лиц: Пиргополиник – победитель башен и городов, хитрый раб Псевдол – обманщик обманщиков, ловкий раб Симия – обезьяна и другие.

Наименование семитов (семитских народов) производится от личного библейского имени Сим (это достоверно), но предположение о происхождении этих имён от античного слова-имени Симия в смысле «обезьяна» пока не подтверждается, поскольку языковые системы разные.

Несколько видов макак особенно примечательны. Львинохвостый макак (вандеру) Macaca (Macacus) silenus, уроженец юго-западной Индии, носит имя силен и ещё белобородый старик. Магот (маго, варварийская обезьяна) Macaca sylvana, обитающий на Гибралтаре, единственный европейский вид обезьян, носит научное название, обозначающее «леший, сильван», а другое, более древнее его имя не только похоже на мифологических Гога и Магога, но и послужило, видимо, для них основой. Третий представитель рода, тайванский резус, по-научному назван Macaca cyclopis Swinhoe, 1862. В Юго-Восточной Азии обитает белорукий гиббон или лар Hylobates lar L. В Африке водится мартышка-диана Cercopithecus diana. Силеном, сильваном (лешим), фавном, ларом и дианой (мифологическими антропоморфными существами) этих обезьян назвал Карл Линней, классик систематики, который является также автором научных названий современного человека Homo sapiens и Homo troglodytes (= Homo nocturnus, Homo sylvestris, дикого лесного ночного человека, реликтового гоминоида, лешего). Циклопом тайванского резуса назвал более поздний исследователь. Серебристый гиббон Hylobates moloch Audebert, 1798, обитающий на западе острова Ява, получил своё научное название в честь жестокого языческого антропоморфного божества Молоха. Представители более древнего отряда называются Лемуры (Полуобезьяны), а Лемуры у древних римлян – мифологические зловещие призраки, которые бродят ночами по земле и насылают на людей безумие. «Сатанинский душераздирающий крик, заставивший меня не только проснуться, но и вскочить так резко и неловко, что сложенная марумитами хижина развалилась, стих так же внезапно, как и начался… Как выяснилось, кричали лемуры. Казалось, их крики неслись из всех уголков леса. Они начались с жалобного завывания, поднялись выше, превратились в визг, сменились гомерическим хохотом, неожиданно стихли и внезапно возобновились неким подобием злобного лая. Этот фантастический хор в предутреннем лесу производил неизгладимое впечатление и легко позволял понять, почему мальгаши так боятся и почитают индри», – делится своими воспоминаниями о работе на Мадагаскаре С.Ф.Кулик (1981). Один из лемуров, обитающий на острове Сулавеси (Целебес) и небольших соседних островах, называется долгопят-привидение (он же – маки-домовой) Tarsius spectrum Pallas, 1779. Местные жители очень его боятся и считают заколдованным.

Из тонкотелых обезьян, доживших до нашего времени, чёрный колобус Colobus satanas назван в честь Сатаны, хануман или гульман Semnopithecus entellus – в честь Ханумана.

Можно сделать основной вывод: все основные мифологические (сказочные, религиозные, фольклорные) антропоморфные существа – это обезьяны в широком смысле, в том числе и человекообразные, а также «обезьянолюди». Даже использование в качестве названий слова и понятия «медведь», учитывая особое культовое отношение к этому зверю как «заместителю», олицетворяющего Лешего, следует воспринимать как данное в своей первоначальной основе медведеподобному человеку, то есть, опять-таки, обезьяночеловеку. Топонимы Камчатка и, вероятно, Чукотка происходят от «кочатко» (медведь), Абакан, Убей, Убейкино – от «уба» (медведь и человек-медведь).

Сможем ли мы, объединив знания антропологии и демонологии, отгадать, какие конкретно виды гоминид показаны в фольклоре того или иного народа? Естественно, это будет междисциплинарное исследование, и мы привлечём необходимые сведения из археологии и других дисциплин. Можно добавить наблюдения очевидцев, лично встречавшихся с реликтовыми гоминоидами.

Самый простой первоначальный вывод будет связан с ростом гоминоидов: либо они будут примерно «человеческого» роста (сравнимы с нами), либо они будут намного выше и крупнее нас (под дверную притолоку и выше), что соответствует «неандертальцам» и «питекантропам». В дальнейшем выясняются различия половые (самцы – самки, мужчины – женщины), возрастные (дети, старики, взрослые), региональные, локальные. Затем начинаются сомнения, метания и путаница специалистов в классификации и интерпретации. Например, североамериканского сасквача (бигфута) относят то к неандертальцам, то к «питекантропам» (человек прямоходящий Homo erectus); то же самое происходит и в антропологии. Потом выясняется, что реальные ископаемые питекантропы и представители рода Человек Homo (как флоресский человек, например) могли быть и невысокими, даже лилипутами ростом до одного метра (в тропиках), такими же были и предковые нам ещё более древние австралопитеки (не более шимпанзе). Выяснилось также, что и неандертальцы были очень разными; по крайней мере, этим названием объединяют много различных высших человекообразных, отличающихся друг от друга довольно сильно и ростом, и строением черепа, конечностей, и биологией, и территорией, и культурой. Вероятнее всего, что в Северной Евразии (включая Россию) в качестве Лешего (и его национально-этнических аналогов: Сильвана, Чёрта, Шурале и других) фигурировал человек прямоходящий Homo erectus (южного происхождения), от которого отделились новые виды. То есть, собственно исходным человеком прямоходящим или питекантропом считается теперь только подвид Homo erectus erectus, скелетные остатки которого обнаружены на острове Ява. Костные остатки человека прямоходящего Homo erectus (понимаемого как комплекс близких родственных видов) найдены и в России, со стоянками и орудиями: на Русской равнине – в бассейнах Дона и Волги (в Воронежской, Калужской, Тульской, Волгоградской областях), в Восточной и Средней Сибири (Северо-Минусинской впадине, долине Енисея), на Кавказе. Ещё недавно считали, что Homo erectus вымерли 300 тысяч лет назад и их сменили неандертальцы. Но новые находки свидетельствуют о том, что они могли дожить до прихода современных людей, особенно на окраинах ареала. Человек гейдельбергский Homo heidelbergensis, произошедший от человека прямоходящего, известный ранее как его европейский подвид, потомок не менее двух промежуточных видов, считается непосредственным предком неандертальца. Обитал в Европе от территории нынешней Испании до территорий современных Британии и Белоруссии, причём в Италии местонахождение его скелетных остатков называется довольно символично: Чампате-дель-Дьяволо. Ростом он был не выше 1,5 метров. Получается, что именно гейдельбергский человек, имевший весьма примитивный вид обезьяночеловека, жил и в Поволжье, и в бассейне Дона, и в Белоруссии, от Испании и Италии до Великобритании. И именно он является первой кандидатурой для биологического прообраза Лешего (и всех его аналогов – Чёрта, Водяного, Бабы Яги, Сильвана). Племена человека разумного Homo sapiens не только видели его (точнее, их), но и долгое время жили рядом с ними, вырабатывали культуру общения. А когда от гейдельбергских людей образовались неандертальцы, нужно было как-то общаться с ними со всеми. Разные формы неандертальцев, а также денисовский человек, без сомнения, стали прототипами для Леших более современного типа. Всё это стало понятнее, прояснилось. Кроме одного: а от кого же тогда произошёл человек разумный? И где? Через полтора столетия исследований антропология вновь подошла к тем же вопросам.

Криптозоологическим персонажам Сасквач (Бигфут) в Северной Америке, Алмас и Хун-Гурес в Монголии и Китае, Йети на Тибете и в Гималаях (Индия, Китай и другие), ракшас в Индии и на Шри-Ланка (Цейлоне) могут соответствовать человек прямоходящий (гигантской формы), какой-то из синантропов (известно три вида вместе с пекинским), гигантопитек (китайский или индийский), как вымершие, так и, возможно, дожившие до наших дней. В европейской части России, в Поволжье, Волго-Уральском междуречье и многих других местах в фольклоре (и очевидцами) отмечены и гигантские формы, аналогичные американским сасквачам, напоминающие человека прямоходящего, или его прямых потомков, например, человека-предшественника Homo antecessor или человека чепранского Homo cepranensis (от них непосредственно произошёл гейдельбергский человек).

Задача современных исследователей расшифровать, понять запечатлённую информацию. Ведь это наша общая культура, которая имеет очень древние, общие корни.


Библиографическая ссылка

Виноградов А.В. ОТРАЖЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В КУЛЬТУРЕ // Научное обозрение. Биологические науки. – 2016. – № 2. – С. 14-29;
URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=992 (дата обращения: 09.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074